ВУЗ:
Составители:
19
скользят по плоскости, тон ее будет много темнее, чем при пря-
мом. Первые учебные рисунки выполняют обычно при искусст-
венном свете, дающем резкую светотень. Освещая натуру, стара-
ются избегать влияния дополнительных источников света, при
которых образуются сложные двойные и тройные тени на одной
поверхности. При вечернем освещении на рисунках четко, кон-
трастно лепятся формы предметов средствами светотени. Неко-
торые задания на I курсе выполняют и при дневном свете.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Задание 1. Построение рисунка гипсовых геометрических
тел.- 12 ч.
В качестве упражнений полезно выполнить ряд краткосроч-
ных вспомогательных зарисовок геометрических тел, взятых вы-
ше и ниже горизонта в самых различных перспективных сокра-
щениях, или ракурсах. Для основного рисунка геометрические
тела устанавливаются на гладком фоне под резким боковым или
верхним светом, для чего можно использовать электрическое ос-
вещение. На рисунке закругленные поверхности цилиндра, шара
и конуса имеют постепенные переходы от света к тени, тогда как
плоскости призм и пирамид, расположенные под разными углами
к источнику света, дают резкие сопоставления различных то-
нальностей. Изучение перспективы и распределения светотени
при изображении геометрических тел дает знания, необходимые
для рисования всех иных объектов, так как даже в органических
формах сочетаются округлые и граненые поверхности.
В длительных рисунках добиваются детальной законченно-
сти, разбирая построение нескольких геометрических тел, их
взаимосвязь, положение в пространстве, а также тональные от-
ношения поверхностей.
Рисунки геометрических тел помогают изображать предметы
быта прямоугольной, цилиндрической и шаровидной форм. Би-
дон, например, изображают как соединение (при помощи усечен-
ного конуса) двух цилиндров разных диаметров, крынку - как
форму, состоящую из цилиндра и шара, вставленного в перевер-
нутый усеченный конус, и т. п.
20
Задание 2. Несложный натюрморт из бытовых предметов-
— 14ч.
В натюрморте изображают предметы с четкими, напоми-
нающими геометрические тела формами, без мелких украшений
и пестрой окраски. Рисование их дает возможность поставить ряд
важных учебных задач, к которым относятся размещение, по-
строение и передача объема предметов при помощи светотени.
Особое внимание обращают на пропорции и закономерности по-
строения моделей. Чтобы получить правильное изображение тел
вращения, рекомендуется намечать на рисунке их центральные
оси. Изображают граненые и цилиндрические предметы в разно-
образных положениях в пространстве, в различных поворотах.
При работе над группой предметов большое значение имеют вы-
бор точки зрения и компоновка.
Одна из главных задач в рисунках натурных постановок пе-
редача пространственной глубины. Исключительно важно после-
довательное применение законов линейной перспективы. От того,
как размещено изображение, в значительной степени зависит ус-
пех работы. Один и тот же объект будет выглядеть по-разному,
если его разместить в различных форматах удлиненных по верти-
кали или по горизонтали. В компоновке натюрмортов следует
избегать вычурности, добиваясь типичности и естественности
расположения всех объектов. Работа над натюрмортами развива-
ет умение компоновать, находить типическое, интересное. К вы-
бору объекта изображения надо подходить очень вдумчиво. Ри-
сунки с натуры выдающихся художников замечательны не только
высоким мастерством, но и умением их авторов выбирать наибо-
лее характерные, примечательные своей выразительностью ком-
позиции. Надо стараться осознать задачи и замыслы этих худож-
ников, и последовательность их работы. Для такого анализа
предпочтительнее учебные рисунки мастеров, где решались зада-
чи, часто встающие перед молодыми художниками. Следовать
лучшим традициям выдающихся художников - это не значит пе-
ренимать их манеру, почерк, выискивать для рисования с натуры,
использованные ими сюжеты.
В компоновке обычно избегают повторяемости ряда гори-
зонтальных прямых, параллельных краям листа бумаги. Тяну-
щиеся через весь рисунок горизонтальные параллели затрудняют
скользят по плоскости, тон ее будет много темнее, чем при пря- Задание 2. Несложный натюрморт из бытовых предметов- мом. Первые учебные рисунки выполняют обычно при искусст- — 14ч. венном свете, дающем резкую светотень. Освещая натуру, стара- В натюрморте изображают предметы с четкими, напоми- ются избегать влияния дополнительных источников света, при нающими геометрические тела формами, без мелких украшений которых образуются сложные двойные и тройные тени на одной и пестрой окраски. Рисование их дает возможность поставить ряд поверхности. При вечернем освещении на рисунках четко, кон- важных учебных задач, к которым относятся размещение, по- трастно лепятся формы предметов средствами светотени. Неко- строение и передача объема предметов при помощи светотени. торые задания на I курсе выполняют и при дневном свете. Особое внимание обращают на пропорции и закономерности по- строения моделей. Чтобы получить правильное изображение тел вращения, рекомендуется намечать на рисунке их центральные МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ оси. Изображают граненые и цилиндрические предметы в разно- Задание 1. Построение рисунка гипсовых геометрических образных положениях в пространстве, в различных поворотах. тел.- 12 ч. При работе над группой предметов большое значение имеют вы- В качестве упражнений полезно выполнить ряд краткосроч- бор точки зрения и компоновка. ных вспомогательных зарисовок геометрических тел, взятых вы- Одна из главных задач в рисунках натурных постановок пе- ше и ниже горизонта в самых различных перспективных сокра- редача пространственной глубины. Исключительно важно после- щениях, или ракурсах. Для основного рисунка геометрические довательное применение законов линейной перспективы. От того, тела устанавливаются на гладком фоне под резким боковым или как размещено изображение, в значительной степени зависит ус- верхним светом, для чего можно использовать электрическое ос- пех работы. Один и тот же объект будет выглядеть по-разному, вещение. На рисунке закругленные поверхности цилиндра, шара если его разместить в различных форматах удлиненных по верти- и конуса имеют постепенные переходы от света к тени, тогда как кали или по горизонтали. В компоновке натюрмортов следует плоскости призм и пирамид, расположенные под разными углами избегать вычурности, добиваясь типичности и естественности к источнику света, дают резкие сопоставления различных то- расположения всех объектов. Работа над натюрмортами развива- нальностей. Изучение перспективы и распределения светотени ет умение компоновать, находить типическое, интересное. К вы- при изображении геометрических тел дает знания, необходимые бору объекта изображения надо подходить очень вдумчиво. Ри- для рисования всех иных объектов, так как даже в органических сунки с натуры выдающихся художников замечательны не только формах сочетаются округлые и граненые поверхности. высоким мастерством, но и умением их авторов выбирать наибо- В длительных рисунках добиваются детальной законченно- лее характерные, примечательные своей выразительностью ком- сти, разбирая построение нескольких геометрических тел, их позиции. Надо стараться осознать задачи и замыслы этих худож- взаимосвязь, положение в пространстве, а также тональные от- ников, и последовательность их работы. Для такого анализа ношения поверхностей. предпочтительнее учебные рисунки мастеров, где решались зада- Рисунки геометрических тел помогают изображать предметы чи, часто встающие перед молодыми художниками. Следовать быта прямоугольной, цилиндрической и шаровидной форм. Би- лучшим традициям выдающихся художников - это не значит пе- дон, например, изображают как соединение (при помощи усечен- ренимать их манеру, почерк, выискивать для рисования с натуры, ного конуса) двух цилиндров разных диаметров, крынку - как использованные ими сюжеты. форму, состоящую из цилиндра и шара, вставленного в перевер- В компоновке обычно избегают повторяемости ряда гори- нутый усеченный конус, и т. п. зонтальных прямых, параллельных краям листа бумаги. Тяну- щиеся через весь рисунок горизонтальные параллели затрудняют 19 20
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »