Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

15
обобщенно воспринимать форму, отвлекаться при построении
рисунка от детализации. На старших курсах в портретных зада-
ниях студенты должны передачу формы начинать с обрубовоч-
ной стадии обобщенных построений, поэтому выполнение специ-
ального задания по рисунку обрубовочной модели головы имеет
важное значение.
Однако нельзя забывать, что рисование гипсовых скульптур
лишь учебное упражнение, которое при отсутствии гипсовых мо-
делей может быть заменено рисунками с живой натуры, тогда как
изображение «гипсов» никак не может подменить изучение жиз-
ни. В связи с этим в программу I семестра включены натюрморты
и наброски бытовых предметов.
В I семестре студентам предлагается выполнять и наброски
фигуры человека. Это вызвано необходимостью подготовить
первокурсников к работе над тематическими эскизами компози-
ций, включенными в программу курса композиции.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РИСУНКЕ
Объемность предметов в рисунках передается при помощи
перспективы и светотени, законы которых изучают, начиная с
первых занятий.
Все предметы и их части по мере удаления от наблюдателя
кажутся пропорционально уменьшающимися. При этом сокра-
щаются не только высота и ширина предметов, но и протяжен-
ность их в глубину, так что дальние выглядят более плоскими,
чем ближние. Это хорошо заметно, например, в пейзажных далях.
Поэтому мы изображаем на рисунках дальние предметы последо-
вательно уменьшенными и менее рельефными.
При рисовании с натуры надо провести расположенную на
уровне глаз художника линию горизонта, которая поможет опре-
делить ход перспективного построения. Перед началом работы
следует установить положение так называемой главной точки
схода, находящейся посередине поля нашего зрения, т. е. всего
того, что одновременно воспринимает глаз.
Параллельные удаляющиеся в глубину линии кажутся схо-
дящимися в одной точке. Поясним это на хорошо знакомых всем
16
примерах. Параллельные рельсы железнодорожного пути, как и
края прямой дороги, когда они направлены в глубину видимого
нам пространства, кажутся сходящимися в одной точке. Точка
схода горизонтальных прямых находится на линии горизонта.
Если у ряда телеграфных столбов, которые видны постепенно
уменьшающимися, соединить вспомогательной линией верхуш-
ки, а затем провести такую же линию через основания, то эти ли-
нии пересекутся на горизонте, причем верхняя будет казаться
спускающейся, а нижняя - поднимающейся к точке схода.
Горизонтальные линии, направленные к точке схода, рисуют
сокращенными. Можно так повернуть и зрительно сократить го-
ризонтальную линию, находящуюся на уровне глаз наблюдателя,
что она вся совместится в одной точке - в главной точке схода
(это легко сделать, поворачивая перед глазами карандаш). Эта
линия, перпендикулярная плоскости картины, носит название
главного луча зрения. Чем дальше от точки главного схода будет
взята точка схода параллельных линий, тем меньше будут пер-
спективные сокращения на рисунке. В перспективных построе-
ниях мы пренебрегаем бинокулярностью нашего зрения, и все
построения проводим так, как будто смотрим одним глазом. Это
можно делать потому, что изображаемые предметы мы видим на
относительно большом расстоянии, по сравнению с которым ве-
личина между зрачками (чаще всего равная шести сантиметрам)
настолько мала, что ее можно не принимать в расчет и говорить
об одной точке зрения рисующего.
Прямые линии, расположенные в плоскости картины пер-
пендикулярно главному лучу и параллельно линии горизонта,
рисуют без перспективных искажений, но уменьшая их по мере
удаления.
Вертикальные линии, находящиеся в разной удаленности от
зрителя, изображают различными по величине. Это хорошо за-
метно при рисовании в перспективе телеграфных столбов или
ограды. Сокращающимися видны также уходящие вглубь сторо-
ны призм и кубов. Чем больше укорачиваются одни боковые гра-
ни, тем шире повернуты к зрителю другие. О такой зависимости
сокращения одних поверхностей за счет разворачивания других
важно помнить при рисовании многогранников и пирамидальных
тел, построение которых в перспективе определяет конструктив-
обобщенно воспринимать форму, отвлекаться при построении        примерах. Параллельные рельсы железнодорожного пути, как и
рисунка от детализации. На старших курсах в портретных зада-    края прямой дороги, когда они направлены в глубину видимого
ниях студенты должны передачу формы начинать с обрубовоч-       нам пространства, кажутся сходящимися в одной точке. Точка
ной стадии обобщенных построений, поэтому выполнение специ-     схода горизонтальных прямых находится на линии горизонта.
ального задания по рисунку обрубовочной модели головы имеет     Если у ряда телеграфных столбов, которые видны постепенно
важное значение.                                                уменьшающимися, соединить вспомогательной линией верхуш-
     Однако нельзя забывать, что рисование гипсовых скульптур   ки, а затем провести такую же линию через основания, то эти ли-
лишь учебное упражнение, которое при отсутствии гипсовых мо-    нии пересекутся на горизонте, причем верхняя будет казаться
делей может быть заменено рисунками с живой натуры, тогда как   спускающейся, а нижняя - поднимающейся к точке схода.
изображение «гипсов» никак не может подменить изучение жиз-          Горизонтальные линии, направленные к точке схода, рисуют
ни. В связи с этим в программу I семестра включены натюрморты   сокращенными. Можно так повернуть и зрительно сократить го-
и наброски бытовых предметов.                                   ризонтальную линию, находящуюся на уровне глаз наблюдателя,
     В I семестре студентам предлагается выполнять и наброски   что она вся совместится в одной точке - в главной точке схода
фигуры человека. Это вызвано необходимостью подготовить         (это легко сделать, поворачивая перед глазами карандаш). Эта
первокурсников к работе над тематическими эскизами компози-     линия, перпендикулярная плоскости картины, носит название
ций, включенными в программу курса композиции.                  главного луча зрения. Чем дальше от точки главного схода будет
                                                                взята точка схода параллельных линий, тем меньше будут пер-
    ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РИСУНКЕ                            спективные сокращения на рисунке. В перспективных построе-
                                                                ниях мы пренебрегаем бинокулярностью нашего зрения, и все
    Объемность предметов в рисунках передается при помощи       построения проводим так, как будто смотрим одним глазом. Это
перспективы и светотени, законы которых изучают, начиная с      можно делать потому, что изображаемые предметы мы видим на
первых занятий.                                                 относительно большом расстоянии, по сравнению с которым ве-
    Все предметы и их части по мере удаления от наблюдателя     личина между зрачками (чаще всего равная шести сантиметрам)
кажутся пропорционально уменьшающимися. При этом сокра-         настолько мала, что ее можно не принимать в расчет и говорить
щаются не только высота и ширина предметов, но и протяжен-      об одной точке зрения рисующего.
ность их в глубину, так что дальние выглядят более плоскими,         Прямые линии, расположенные в плоскости картины пер-
чем ближние. Это хорошо заметно, например, в пейзажных далях.   пендикулярно главному лучу и параллельно линии горизонта,
Поэтому мы изображаем на рисунках дальние предметы последо-     рисуют без перспективных искажений, но уменьшая их по мере
вательно уменьшенными и менее рельефными.                       удаления.
    При рисовании с натуры надо провести расположенную на            Вертикальные линии, находящиеся в разной удаленности от
уровне глаз художника линию горизонта, которая поможет опре-    зрителя, изображают различными по величине. Это хорошо за-
делить ход перспективного построения. Перед началом работы      метно при рисовании в перспективе телеграфных столбов или
следует установить положение так называемой главной точки       ограды. Сокращающимися видны также уходящие вглубь сторо-
схода, находящейся посередине поля нашего зрения, т. е. всего   ны призм и кубов. Чем больше укорачиваются одни боковые гра-
того, что одновременно воспринимает глаз.                       ни, тем шире повернуты к зрителю другие. О такой зависимости
    Параллельные удаляющиеся в глубину линии кажутся схо-       сокращения одних поверхностей за счет разворачивания других
дящимися в одной точке. Поясним это на хорошо знакомых всем     важно помнить при рисовании многогранников и пирамидальных
                                                                тел, построение которых в перспективе определяет конструктив-

                             15                                                               16