Стилистика и редактирование. Стороженко В.М. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
Стилистически окрашенная лексика. Лексика эмоционально-
экспрессивно окрашенная. Лексика функционально-стилистически ок-
рашенная. Лексика книжная и разговорная.
Стилистическое использование фразеологических средств языка.
Стилистические ресурсы словообразования.
Стилистические ресурсы в области грамматики. Колебания в ро-
де имен существительных. Синонимия имен прилагательных. Синони-
мия форм глагола, варианты форм причастий и деепричастий. Синони-
мия беспредложных и
предложных конструкций. Стилистическое ис-
пользование параллельных синтаксических конструкций в различных
функциональных стилях.
5. Теория текста.
Текст как законченное информационное целое. Речевая органи-
зация текста. Понятие цельности текста. Виды информации (фактуаль-
ная, концептуальная, методическая, эмотивная) и функционально-
смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Типы и
разновидности текстов (тексты художественные и нехудожественные;
монологические и диалогические; прозаические и стихотворные; офи-
циальные, специальные, научно-популярные, публицистические, худо-
жественные). Процессы компрессии информации в тексте. Стиль как
средство конструктивной идеи текста произведения.
Типология ошибок, вызванных недостоверностью фактического
материала: ложный факт, противоречие, «расщепление» факта и другие
ошибки, вызванные неполнотой фактического материала: смещение
исторической перспективы, пропуски. Ошибки, вызванные нецелесо
-
образностью использования фактического материала: ошибки опериро-
вания, натяжка, передергивание фактов и др.
Приемы и правила цитирования. Техника сверки цитат с перво-
источником. Оформление ссылок на источники.
Принципы единообразия и написания имен, фамилий, дат, гео-
графических названий, наименований и терминов.
6. Логические основы редактирования.
Формы смысловой организации текста при соблюдении требова-
ний логикиточности, определенности, непротиворечивости, обосно-
ванности. Понятия «логическая норма» и «логико-стилистические
ошибки».
6
Основные приемы анализа текста с позиции логики. Логические
ошибки, связанные с нарушением законов логики: закона тождества,
закона противоречия, закона исключения третьего, закона достаточного
основания.
Нарушение закона тождества: подмена понятия или тезиса в
процессе рассуждения, нагромождение различных по содержанию
мыслей в единые тексты. Соблюдение требований закона противоречия
и закона исключенного третьего на
практике редактирования: последо-
вательность и непротиворечивость в изложении, четкие и обозначен-
ные ответы на поставленные в тексте вопросы.
Смысловые ошибки, возникающие вследствие нарушения логики
изложения: отклонения от заданной темы, неопределенности изложе-
ния, противоречия.
7. Выявление устранения смысловых ошибок.
Смысловые ошибки, возникающие в результате использования
суждений, допускающих различные толкования или нежелательные
ассоциации.
Смысловые ошибки как следствие логических или стилистиче-
ских ошибок.
Основные причины смысловых ошибок: пропуск смыслового
звена, неточность в употреблении слова, слова, вызывающие нежела-
тельные ассоциации, смешение прямого и переносного значения слова,
неправильное использование фразеологических сочетаний, неверный
порядок слов в предложении.
8. Работа над композицией рукописи.
Работа над композиционным построением
как важнейшая со-
ставная часть процесса редактирования текста.
Выбор композиционного построения текста в зависимости от за-
мысла автора, назначения произведения, его содержания и жанра.
Осмысление редактором текста как единого целого. Составление
плана, установление соразмерности отдельных частей, проверка после-
довательности изложения.
Задачи редактора по устранению погрешностей и штампов в
композиционном построении текста
.
      Стилистически окрашенная лексика. Лексика эмоционально-              Основные приемы анализа текста с позиции логики. Логические
экспрессивно окрашенная. Лексика функционально-стилистически ок-     ошибки, связанные с нарушением законов логики: закона тождества,
рашенная. Лексика книжная и разговорная.                             закона противоречия, закона исключения третьего, закона достаточного
      Стилистическое использование фразеологических средств языка.   основания.
      Стилистические ресурсы словообразования.                             Нарушение закона тождества: подмена понятия или тезиса в
      Стилистические ресурсы в области грамматики. Колебания в ро-   процессе рассуждения, нагромождение различных по содержанию
де имен существительных. Синонимия имен прилагательных. Синони-      мыслей в единые тексты. Соблюдение требований закона противоречия
мия форм глагола, варианты форм причастий и деепричастий. Синони-    и закона исключенного третьего на практике редактирования: последо-
мия беспредложных и предложных конструкций. Стилистическое ис-       вательность и непротиворечивость в изложении, четкие и обозначен-
пользование параллельных синтаксических конструкций в различных      ные ответы на поставленные в тексте вопросы.
функциональных стилях.                                                     Смысловые ошибки, возникающие вследствие нарушения логики
                                                                     изложения: отклонения от заданной темы, неопределенности изложе-
      5. Теория текста.                                              ния, противоречия.
      Текст как законченное информационное целое. Речевая органи-
зация текста. Понятие цельности текста. Виды информации (фактуаль-         7. Выявление устранения смысловых ошибок.
ная, концептуальная, методическая, эмотивная) и функционально-             Смысловые ошибки, возникающие в результате использования
смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Типы и   суждений, допускающих различные толкования или нежелательные
разновидности текстов (тексты художественные и нехудожественные;     ассоциации.
монологические и диалогические; прозаические и стихотворные; офи-          Смысловые ошибки как следствие логических или стилистиче-
циальные, специальные, научно-популярные, публицистические, худо-    ских ошибок.
жественные). Процессы компрессии информации в тексте. Стиль как            Основные причины смысловых ошибок: пропуск смыслового
средство конструктивной идеи текста произведения.                    звена, неточность в употреблении слова, слова, вызывающие нежела-
      Типология ошибок, вызванных недостоверностью фактического      тельные ассоциации, смешение прямого и переносного значения слова,
материала: ложный факт, противоречие, «расщепление» факта и другие   неправильное использование фразеологических сочетаний, неверный
ошибки, вызванные неполнотой фактического материала: смещение        порядок слов в предложении.
исторической перспективы, пропуски. Ошибки, вызванные нецелесо-
образностью использования фактического материала: ошибки опериро-          8. Работа над композицией рукописи.
вания, натяжка, передергивание фактов и др.                                Работа над композиционным построением как важнейшая со-
      Приемы и правила цитирования. Техника сверки цитат с перво-    ставная часть процесса редактирования текста.
источником. Оформление ссылок на источники.                                Выбор композиционного построения текста в зависимости от за-
      Принципы единообразия и написания имен, фамилий, дат, гео-     мысла автора, назначения произведения, его содержания и жанра.
графических названий, наименований и терминов.                             Осмысление редактором текста как единого целого. Составление
                                                                     плана, установление соразмерности отдельных частей, проверка после-
     6. Логические основы редактирования.                            довательности изложения.
     Формы смысловой организации текста при соблюдении требова-            Задачи редактора по устранению погрешностей и штампов в
ний логики – точности, определенности, непротиворечивости, обосно-   композиционном построении текста.
ванности. Понятия «логическая норма» и «логико-стилистические
ошибки».

                                5                                                                     6