ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
История архитектуры дает примеры различного решения сложных пространственных систем, одновременно с примера-
ми единичных замкнутых пространств, где требуется функциональное отключение от окружающей среды, в том числе для
спортивных, зрелищных, культовых действий.
Если египетская храмовая архитектура как бы отторгает человека, делает себя недосягаемой, ставит на грань божест-
венной отрешенности, то древнегреческая классика располагает, приближает к себе. Происходит очеловечивание архитек-
турных образов. Отрешенные от человеческого масштаба геометризованные архитектурно-скульптурные формы древнееги-
петских пирамид и храмов, возвышающиеся на обширных пространствах вдоль Нила, представляют собой грандиозную про-
странственную композицию, словно бы обращенную в космос.
Архитектура в ассамблее Акрополя обращена к живущему на земле человеку. Каждое объемное архитектурное соору-
жение, формирующее пространство Акрополя, несет в себе духовный и эстетический смысл и тонкое изящество исполнения.
Весь ансамбль поднят высоко на скалистом холме, как на естественном пьедестале. Снизу воспринимаются Пропилеи и воз-
вышающиеся объемы, верхнее пространство, которое они формируют, скрыто от зрителя. Архитектурно-пространственная
композиция постепенно раскрывается по пути следования древних массовых шествий, ведущего вверх, через Пропилеи. По
мере восхождения формируется отношение человека к масштабу и образному характеру сооружений, к архитектурному про-
странству всего ансамбля.
Происходит своеобразный процесс слияния человека с архитектурой в пространственной среде, процесс его возвеличи-
вания, возникновения ощущения сомасштабности и чувства собственного достоинства. Архитектурно-пространственная
композиция, органическое соединение с природным ландшафтом, пропорционально обусловленные масштабные соотноше-
ния и расстояния в пространстве придали древнему ансамблю Акрополя значение непревзойденного, вечного шедевра архи-
тектуры.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. АРХАИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ. ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Модели Вселенной в архаическом сознании: мировое древо, мировая гора, мировой столп. Их целостность и само-
достаточность.
2. Отражение и трансформирование вертикальной структуры Вселенной в конструировании жилищ.
3. Алтарь и ступа как архитектурное воплощение архаической модели Вселенной.
4. Место человека в вертикальной структуре мироздания.
Темы рефератов
1. Мировое древо как архаическая модель Вселенной в мифологии германоязычных народов.
2. Женские персонажи славянской мифологии в структуре мироздания.
3. Мировой столп в ведической культуре.
4. Архитектура и литература как два основных средства выражения культуры.
Список рекомендуемой литературы
1. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1984.
2. Бхагаватгита как она есть. – М. – Дели, 1998.
3. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу / А. Афанасьев. – М., 1994.
4. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – М., 1981.
5. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М., 1988.
6. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. – М. : Сов. энциклопедия, 1991.
7. Муканов, М.С. Виды переносного жилища казахов / М.С. Муканов // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казах-
стана. – М., 2000.
8. Прусаков, Д.Б. Природа и человек в древнем Египте / Д.Б. Прусаков. – М., 1999.
9. Смоляк, А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы нижнего Амура) / А.В. Смоляк. – М., 1991.
10. Топоров, В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце / В.Н. Топоров // Труды по знаковым системам, 198/Ш. – Тар-
ту, 1967.
11. Топоров, В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» / В.Н.
Топоров // Труды по знаковым системам, 284/V. – Тарту, 1971.
12. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1993.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК И АЛТАРЬ В ПРОСТРАНСТВЕ БЫТИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Осмысление человека и природы в культурах Запада и Востока.
2. Архитектурные метафоры картин мира и место человека в них.
3. Алтари и святилища как символ целостности и осмысленности жизни.
4. Смысл и назначение алтаря в древнем зодчестве.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »