ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Используя природные ресурсы для градостроительных целей, человек, приближаясь к природе, воспринимает ее как ис-
точник красоты. Гармоничное соединение с природой – наиболее трудный и сложный процесс. Не случайно, не нарушая
внешне природу, люди иногда уходили под землю, уводили и архитектуру с лица земли или прятали ее с глаз долой, подобно
древним ацтекам или майя, строивших храмы-пирамиды в зарослях лесов в потаенных местах.
Этот аспект проблемы может стать актуальным и при современном росте городов. Характерный пример наших дней –
московский метрополитен, независимо от того, что он является, по существу, транспортным инженерным сооружением, в
его пространство вошла архитектура.
Уход под землю, камуфляж архитектуры, исчезновение ее с поверхности, вряд ли можно признать единственным лил
наиболее верным путем органического соединения с природой. Архитектура как род материальной, духовной и художест-
венной деятельности человека имеет право на самовыражение, а методы постижения ее гармонической связи с природой
безграничны.
Это доказано всей историей развития архитектуры с древнейших времен. Финский архитектор Пиетиля, осуществляя
строительство студенческого городка Диполи, не только нашел пластические архитектурные формы, органически вписав-
шиеся в суровую северную природу, но даже включил огромные гранитные валуны в интерьеры здания, подчеркнув взаимо-
связь внешнего и внутреннего пространств. Интересные примеры пространственной композиции демонстрирует садово-
парковая архитектура. Характерно здесь использование природных факторов: рельефа земли, древесных насаждений, водо-
емов и т.п. Достаточно вспомнить парки Петергофа, Царского села, Версаля, где в зеленую архитектуру неразрывно входит
дворцовая архитектура, скульптура и водные инженерные и декоративные устройства.
Примеров органического соединения с природой и даже полного ей подчинения история архитектуры знает немало. Но
часто к природе не проявляется не только любовь, но даже и уважение. Под бульдозерами исчезает красота естественного
рельефа местности, происходит осквернение набережных рек в новых городах убогой и хаотичной застройкой.
Современные европеизированные и порою нарочито экстравагантные общественные сооружения индивидуально раз-
рознены и редко решают крупные, многоплановые композиционно-пространственные задачи. Европеизация архитектуры
постоянно сталкивается с принципами, характерными для восточной культуры, тесно связанной с природными и климатиче-
скими местными условиями.
Восточный «климат яркого света» оказывает активное влияние на формирование городского пространства. Плотность
массы застройки, глухие стены, теневые укрытия играют исключительную роль в защите от интенсивного света, жары, а по-
рой и песчаной пыли, приносимой ветром из пустыни. Внутренние пространства приобретают значение озелененных и об-
водненных оазисов.
Цельное впечатление оставляет пустыня Негет, ее нетронутый ландшафт словно бы с другой планеты – обнаженность
земного пространства с гигантскими геологическими разломами и перепадами поражает. Гранитные обломы, вершины скал
издали воспринимаются как средневековые замки или древние храмы, скопища огромных кубических камней в пологих
осыпях похожи на палестинские поселения.
Влияние климатических, природных, ландшафтно-пространственных факторов на архитектуру различных народов не-
сомненна. Природное естественное пространство служит основой для пространства искусственного. Вступление на путь
борьбы и преодоления сущности природного пространства таит в себе опасность трагической неопределенности в создании
пространственной архитектурной композиции.
Высокий холм Афинского Акрополя, «семь холмов Москвы, лагуна Венеции, плоский рельеф Петербурга, фьорды
Финляндии – суть природные «матрицы» исторически сложившихся пространственных архитектурных образований.
3. Создатели храмов в Древнем Египте прекрасно владели архитектурно-пространственной композицией. Они в совер-
шенстве пользовались философски осмысленной системой психологического воздействия на человека. Архитектурно-
пространственные композиционные приемы строго соответствовали принципам культовых церемониалов, а культовые дей-
ства укладывались в рамки создаваемой пространственной архитектуры.
Принципиальной в архитектуре Египта является взаимосвязанная система перетекающих, постепенно уплотняющихся в
своих размерах пространств, из открытого пространства на подходах к храмам, обрамленного галереями метрически рас-
ставленных сфинксов в обширные многоколонные дворы, сквозные портики, в культовые помещения, завершающиеся ма-
лым ритуальным залом. Удивительная пространственная композиция, точно рассчитанная на психологический эффект рели-
гиозно-мистического воздействия на человека средствами сверхмонументальной архитектуры, ритмического обжатия про-
странства, сопровождаемого сменой зрительных впечатлений (храм Хонсу в Карнаке, 1200 – 1168 гг. до н.э.).
Характерно для архитектуры Египта и развитие системы пропорционирования, что привело к высокой степени эмоцио-
нальной и художественной выразительности египетской архитектуры, ее высокой мистической образности. Этому способст-
вовало и пространственное взаимодействие, взаимодополнение архитектуры и монументальных изобразительных искусств.
Пластическое богатство многих храмов, скрытое за скупыми суровыми стенами, направлено во внутреннее пространство.
Система архитектурных пространств развивается из расчета на последовательность восприятия, решается в торжест-
венно-величественном ключе с монументальным выражением избыточной материальной тяжести гипертрофированного еги-
петского ордера.
Постепенно уплотняющаяся объемно-пространственная среда, наступающая на человека, способна психологически
привести его в состояние ничтожества и мистического преклонения перед силами божества. Луч солнца, проникающий в
математически вычисленное время в самое заветное пространство храма, мистически завершает картину.
Пространственное мышление древнеегипетских зодчих служит мощным инструментом, с помощью которого создава-
лись шедевры великого зодчества. Каждый из них характерен своим пространственным построением, отражая религиозно-
философские воззрения своего времени. По существу, все сооружения Древнего Египта объединены общей идеей гигантской
пространственной композиции, пронизанной извилистой лентой широкого русла Нила – от Нильских порогов до Средизем-
ного моря.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »