ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
месяцев по периметру всего храма составляет 96 (12 × 8), что соответствует широко распространенному в Античности вось-
милетнему календарному циклу.
Своеобразным негативом системы триглифов выглядят окна «Портика Быков» в святилище Аполлона на острове Делос.
Тройное окно соотносится с месяцем, состоящим из трех декад. Двенадцать тронных окон по шесть на восточном и запад-
ном фасадах составляют год, включающий в себя два полугодия прибывающего и убывающего солнца. Аполлон почитался
как солнечное божество. В его святилище отсчет времени года не мог вестись с помощью дощечек-триглифов. Единицей
отсчета служило светоносное окно, сами лучи солнца, проникающие через него в затемненное пространство храма. Протя-
женный план храма свидетельствует о развитии представления о линейной природе времени.
Парфенон, План.
Максимальное число колонн,
которые можно увидеть
одновременно, – 24
Триглиф – античный месяц состоял из трех
декад. Общее число триглифов на
Парфеноне – 96. что соотносится с
восьмилетним циклом античного календаря
Москва. Здание
Манежа. Под
карнизом на каждой
мутуле 30 капелек
Россия. Карелия. Изба.
6 × 2 = 12 капелек
по обе стороны
наличника окна
Россия. Карелия. Изба.
6 оконных стекол и
6 глухих филенок ставня
соотносятся с 6 светлыми и
6 темными месяцами года
В систему триглифов Парфенона помещалось реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл. Меж-
ду триглифов, в систему метоп помещалось время мифологическое, изобразительное и неисчислимое: на восточном фризе –
божественная история – битва богов с титанами, на остальных – освященная традицией легендарная история греков: битва с
амазонками, взятие Трои, борьба лапифов с кентаврами. Реальное время жизни и время мифологическое сплетались в еди-
ном кольце фриза. Само слово «фриз», в греческом буквально означающее «дрожание», «волнение», «рябь», «зыбь», прямо
ассоциируется с потоком времени.
В Парфеноне время предстает в двух своих качествах: линейном и циклическом. Линейное время протекает вертикаль-
но. Оно представлено каннелированными колоннами. Но по периметру колонны время замыкается в двадцатеричный цикл.
Циклическое время обращается вокруг храма в горизонтальной плоскости.
Его членения сформированы в целостную систему охватывающих весь храм поясов: колонны, регулы, триглифы, муту-
лы. Здесь каждая единица времени выделена специальной архитектурной деталью. Единицы исчисления времени варьиру-
ются от пояса к поясу: в поясе колонн – часы, в поясе регул – месяцы, в поясах триглифов и мутул – декады.
Колонны дорического ордера не имеют базы. Взойдя по ступеням на стилобат Парфенона, человек попадает не только в
сакральное пространство, но и в сакральное время, струящееся потоками каннелюр вертикально вниз до самого пола. Он
весь, целиком погружается в сакрализованное пространство-время. В этом состоит одна из причин постоянно отмечаемого
особого эффекта возвышения, героизации личности посетителя при входе в Парфенон.
Еще в классической Античности пространство богов и пространство людей в храме перестало быть единым. Время раз-
делилось на сакральное и профаническое. Каждое действовало в своем собственном, специально выделенном пространст-
венном слое. Эллинистическое мировосприятие пошло по пути сакрализации нижнего, бытового слоя частного, обществен-
ного и даже храмового пространства. В целлах храмов разделение пространства на два яруса интенсивно распространялось.
По мере отхода от первоначальной классической формы архитектура становится все более изобразительной. На классиче-
ской архитектурной форме появляются изображения, декор, призванные указать на ее содержание. Уже в классический пе-
риод на эхине дорических капителей портика кариатид в Эрехтейоне появляется декор в виде цепочки иоников. Чаша небес-
ных вод проявила свое содержание – лежащее в первичном океане Мировое яйцо, из которого должна развернуться Вселен-
ная. Здесь изображены 24 ионика – будущая жизнь представлена в реальном времени дня.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »