ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Восходящий к греческому термин «ионика» обычно переводится латинским словом «ovum» – яйцо. В древнегреческом
он имеет две основные этимологические связи. Первая – «яйцо», «семя», вторая – «быть» (старорусск. «я есмь»). Йони –
наиболее распространенная в индуизме форма алтаря-жертвенника в виде стилизованного под круг или реже под квадрат
женского лона, в котором обычно присутствует линга Шивы.
В эллинистической и римской традиции представление эхина как чаши небесных вод с изображениями мирового яйца
продолжало свое развитие. Реальное время жизни – 24 часа – представлялось зарождающимся в чаше небесных вод еще до
их истечения на землю. В колонне Траяна время, истекающее сверху вниз с гигантского эхина с 24 иониками, совмещает в
себе линейные и циклические качества – развертывается по спирали. По поверхности столпа развернута спираль героиче-
ской истории, содержанием которой стали эпизоды войны с даками. Внутри колонны спираль свернулась двенадцатью вит-
ками лестницы – календарным годом. В этом отношении колонна Траяна выступает как развитие одного из мотивов Парфе-
нона, как сочетание сакрального и «исторического» времени. Колонна Траяна наглядно предшествовала рассуждениям Бла-
женного Августина о спиральной природе времени. Но и у нее были предшествующие, глубоко архаичные образы, отражен-
ные в облике иранского божества времени Айрона, в проекции идеи спирального времени на первичную форму Вселенной,
на Мировое яйцо.
Тема 8
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СУЩНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ
1. Архитектура – пространственное искусство.
2. Влияние климатических, природных и ландшафтно-пространственных факторов на архитектуру восточной, за-
падной и русской культур.
3. Философский смысл замкнутых и открытых пространственных систем.
1. Человек живет в пространственной среде, – естественной или искусственной, дарованной природой или созданной
человеком. Он вкладывает свой труд в процессы постоянного обновления этой среды в соответствии с требованиями жизни.
Важным формирующим элементом этого процесса служит архитектура как искусство, оперирующее пространством, что яв-
ляется объективной реальностью. Однако эта основополагающая особенность архитектуры нередко выпадает из поля зрения
и не используется в полной мере.
В то же время пространственная сущность архитектуры таит в себе неограниченные возможности для творчества архи-
текторов. Такие проблемы, как зрелищность архитектурного пространства, пространственное взаимодействие искусств, не
должны выпадать из поля зрения современного архитектора.
В поисках наиболее совершенных пространственных архитектурных композиций лежит путь к созданию полноценной,
сомасштабной человеку жизненной среды, значение которой еще недостаточно изучено. По силе эстетического воздействия
переселение человека в незнакомую ему архитектурную среду может быть равнозначно перевоплощению в иную форму
жизни.
Архитектура по природе своей – объемно-пространственное искусство. Ее назначение – создавать искусственную мате-
риальную и духовную среду для обитания человека. Ее композиционно-пространственная сущность – мощный рычаг идео-
логического и эстетического воздействия на человека.
Из «трех знатнейших» искусств – живописи, скульптуры и архитектуры – только архитектура – искусство пространст-
венное. Живопись двухмерна, если не считать иллюзорного проникновения от плоской поверхности в глубину картины или
влияния ее на внешнее пространство. Скульптура может работать на окружающую среду, участвовать в ее композиционной
организации, в особенности в синтезе с архитектурой, оставаясь по своей природе искусством объемным, трехмерным. В
архитектуре к ее трехмерному, объемному измерению следует добавить и четвертое измерение, которое позволяет зрительно
воспринимать архитектурное пространство во времени.
Пространственная сущность архитектуры связана не только с ее функциональным назначением, она относится и к эсте-
тической духовной категории. Она способна оказать высокое эмоциональное, художественное воздействие на человека. По-
падая в композиционно организованную пространственную архитектурную среду, перемещаясь в ней, человек может испы-
тывать сложную гамму сменяющихся впечатлений. Процесс формирования в сознании общего впечатления от архитектур-
ного замысла, восприятие запоминающегося художественного образа складывается из множества объемно-
пространственных характеристик во времени и пространстве. Этой особенностью с исключительным мастерством пользова-
лись великие зодчие древности.
2. Современная архитектура еще не пришла к принципам научной и эстетической взаимосвязи с природой. По сущест-
ву, она делает в этом направлении первые шаги. Города не должны быть коростой на теле земли, наши дома и города не
должны бессистемно нарастать на ее поверхности.
Дело не только в красоте или пластическом своеобразии архитектурных объемов, а в разумной красоте пространствен-
ной взаимосвязи архитектуры и живой природы. Выход лежит не в единоборстве с природой, а в гармоничном слиянии, в
приспособлении к ней.
Дворцовый ансамбль – крепость в древней столице Болгарии Тырнове – настолько органично связан с природой, что
трудно заметить грань перехода скалистого холма к архитектуре каменных стен, они словно бы естественно вырастают из
скалистой природы. Венеция с ее ажурной, кружевной архитектурой настолько виртуозно соединилась с архипелагом остро-
вов, что кажется произведением человека, а не природы.
Русские и иностранные зодчие петровского времени поняли пространственную сущность болотистой плоской местно-
сти, начертили прямые линии проспектов, создав объемно-пластические и композиционные акценты на берегах Невы. Город
распластался, подчинившись природе.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- …
- следующая ›
- последняя »