Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ВВЕДЕНИЕ
Философия архитектуры и предмет ее исследования необъятны, как необъятно само многообразие и богатство смысла,
содержащегося в архитектуре и философии. Попытки проникнуть в смысл архитектуры, понять логику формообразования
предпринимаются с давних времен самыми разными авторами с самых разных точек зрения. Многими исследователями за-
даются вопросы философского характерао закономерностях зарождения, становления и развертывания архитектурной
формы и архитектурного пространства, о внутренней логике самой архитектуры, об изначальных давно забытых смыслах и
не вполне осознанных идеях, из которых, как из семян, развертывалось все богатство пластических форм, наконец, о нескон-
чаемом человеческом опыте воплощения в творчестве глубинных, чаще всего неосознанных представлений о целостной,
гармоничной, логически построенной Вселенной.
В современных лексиконах слово архитектура обычно соотносят с латинским «architektura» (строительное искусство) и
далее с греческим «architekton» (строитель, главный строитель). Но при соотнесении с древнегреческими корнями Архэ и
Текто в их раннем значении слово Архи-тектура переводится на русский язык как «перво-создание», «первотворение». В
русском языке Зодчий – «здатель», «зиждитель», «творец». Отсюда «здание», а затем и «со-зидание». «Со-здатель» – более
позднее определение творца, создавшего наш мир в некоем сотворчестве, в со-авторстве или хотя бы в чьем-то присутствии.
Ключевой профессиональный термин в его первоначальном смысле, древнем значении указывает на архитектора как на
творца мира, создателя Вселенной или соавтора первотворца, носителя некоего изначального творческого акта, подобного
акту творения мироздания.
Исходя из архаичного видения высокой сущности архитектуры можно найти следы древнейших представлений о Все-
ленной в центральном здании любого человеческого поселенияв храме, в центральном сооружении святилищанапример,
в ступе, и, наконец, в центральном сооружении любого освоенного или созданного человеком пространства жизнедеятель-
ностив алтаре. Закономерно предположить, что в центре своего обитаемого мира: в фокусе населенной долины, в жилом
помещении, в здании, во дворе, на перекрестке улиц, на площади, иначе говоря, в центре своей домашней, сельской, город-
ской Вселенной человек стремился поместить изображение вселенского миро-здания.
Используя принцип стадиальности, можно рассмотреть развитие той или иной традиции как естественный генетиче-
ский процесс. Сколько-нибудь полную картину развития того или иного типа архитектуры составить по памятникам одной
конкретной культуры, как правило, невозможно. Любая конкретная архитектурная традиция, связанная с конкретным куль-
турным ареалом, могла начать свое развитие не с первичной стадии: из-за миграции ее носителей или влияния соседей.
Объектами исследования являются собственно архитектура и глубинное философское обоснование пространственного
формообразования.
Онтологический аспект исследования заключен в заранее принимаемом априорном положении: каждый зодчий созна-
тельно или неосознанно, в меру сил и таланта, руководствуется целью, означенной в самом имени его профессии, стремится
представить в своем произведении максимально выраженную и развернутую картину мироздания. Именно эта целевая уста-
новка служит стержнем для всего множества смыслов архитектуры, пружиной для ее становления и развертывания.
Гносеологический аспект вытекает из онтологического аспекта. В этом аспекте раскрывается смысл и логика становле-
ния и развертывания архитектурного пространства и архитектурной формы.