ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Тема 1
АРХАИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ. ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Модели Вселенной в архаическом сознании: мировое древо, мировая гора, мировой столп. Их целостность и само-
достаточность.
2. Алтарь и ступа как воплощение архаической модели Вселенной.
3. Место человека в вертикальной структуре мироздания.
1. Архаическое представление о мире основано на очевидной троичности по вертикали: земля – воздушное пространст-
во – небосвод. Эта Вселенная выглядит как замкнутое, изолированное от внешних воздействий, самодостаточное простран-
ство жизни обывателя. Мир до бытия и после бытия не имеет здесь актуального смысла.
В антропоцентрическом варианте человек помещается в срединную по вертикали часть Вселенной, троичной по своей
структуре: подземный мир – земной мир – небесный мир. В таком варианте четко прочерчена наглядная граница между ми-
ром жизни и миром смерти – поверхность земли. В то же время в нем отсутствует какая-нибудь определенная граница между
земным и небесным миром. Боги обитают где-то наверху, на небе, по-разному описываемом в разных религиозных традици-
ях.
Архаические тексты, рассказывающие о структуре мира (мировое древо, мировая гора, мировой столп), буквально по-
нимаются современными людьми. Мировое древо обычно истолковывается как дерево, корни которого в земле, ствол в под-
небесном пространстве, а крона на небесах. В этом буквальном варианте отсутствует определенная локализация центральной
части Вселенной. Она представлена в виде неопределенной протяженности – ствола.
В архитектонически построенном мировом древе, которое изображено в рельефе на ступах, оно имеет прямо противо-
положную ориентацию. Здесь дерево произрастает с неба на землю. Корни его исходят из квадратной чаши небесных вод.
Ствол локализуется в центральной части – в хармике. Ветви и листья ниспадают по куполу небосвода. Такая ориентация ми-
рового древа изображена в ведической традиции, в частности, в «Бхагаватгите: «С корнями вверх, ветвями вниз ашваттха
считается непреходящим, Гимны – его листья; тот знаток вед, кто его знает».
При рассмотрении мирового древа как архаической модели Вселенной чаще всего приводят в качестве примера свя-
щенный ясень Иггдрасиль, фигурирующий в мифологии древних германоязычных народов. У многих западноевропейских
средневековых писателей встречается упоминание о «перевернутом древе» (arbor inverse), которое служило символом веры,
познания и воплощало образ Христа. Здесь можно заметить прямую параллель западноевропейской христианской с индуист-
ской и особенно с буддистской традицией, где под священным деревом ашваттха Учитель достиг просветления и произнес
свою первую проповедь. Изображенное на ступе в «перевернутом» виде, оно символизирует самого Будду. Необходимо от-
метить смысловое тождество ясеня Иггдрасиль с индийским Брахманом, представляемым как древо, с небесным корнем и с
шаманским деревом, у которого ветви – солнечные лучи.
Древние индоевропейцы про-мысливали свое про-исхождение, свою судьбу от неба, от мирового источника воды и
жизни, от божества. С приходом христианства место, где в глубокой архаике царило общеиндоевропейское божество Дьяус-
Пита (Небо-отец), занял ветхозаветный Бог-Отец.
Архаическая модель Вселенной, обычно определяемая как «мировой столп», в своей основе подобна мировому древу.
Но, в отличие от последнего, она, как правило, имеет четко обозначенную вертикальную структуру. В структуре или в орна-
ментации ведического жертвенного столба юпа (рисунки будут представлены в следующих параграфах) всегда представле-
ны три основные составляющие миро-здания: чаша небесных вод – ядро – купол небосвода. Представляющие эту модель
столпы, колонны, башни по своей структуре восходят к первичному жертвенному столбу.
Что касается архаической модели Вселенной, определяемой как «мировая гора», можно отметить, что в работах совре-
менных исследователей не получила четкого определения граница разделения земного и небесного миров. Памятники архи-
тектуры, соотносимые с мировой горой: пирамиды, зиккураты и некоторые храмы – не сохранили до нашего времени своей
верхней части, которая, скорей всего, трактовалась как ядро Вселенной, место Бога: «эккур» в аккадском языке – седалище
Бога. В Ригведе фигурирует прямое обращение небесному трону: «Поклон небу, высокому сидению».
Судя по всему, именно этот «Трон Бога» представлял на мировой горе ядро Вселенной, над которым простиралась чаша
небесных вод. Однако из-за отсутствия наверший зиккуратов и других подобных сооружений нижняя граница верхней, не-
бесной части Вселенной здесь все еще остается неясной.
В буддийском ступе все три мира: чаша небесных вод («верхнее небо» архаических текстов), ядро Вселенной («небо
богов») и земной мир под небосводом четко локализованы. Две ключевые границы между тремя мирами архитектурно за-
фиксированы в стыках анды и хармики, хармики и дроны (чаши небесных вод). В отличие от достаточно широко известных
«моделей Вселенной», вновь раскрывающаяся нам модель мироздания обладает всеми структурными архитектоническими
признаками и четкой определенностью в своей смысловой, пространственной и функциональной организации.
Все рассмотренные модели соотносятся с архаическим представлением о центральном столпе, о стоящей посреди мира
центральной опоре Вселенной. Но ни мировое дерево, ни мировой столп, ни мировая гора даже по определению не имеют
внутреннего пространства. Их основное назначение – представление центральной, опорной конструкции мира. В отличие от
них, в реконструированной архаической модели Вселенной существует внутреннее пространство. Помимо центральной опо-
ры, эта модель представляет саму Вселенную как вместилище: в небесной чаше помещаются до-тварные воды, в ядре – бо-
жества: творцы и управители, под куполом неба – земной мир.
2. В своем архитектурном воплощении: в алтаре и ступе Мироздание не всегда и не во всех своих частях имеет реаль-
ное внутреннее пространство. Так, в ступе внутреннее пространство присутствует только в его завершении в чаше небесных
вод и в хармике в виде замкнутого кубического реликвария.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »