ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Основополагающим свойством архаической модели Вселенной является ее целостность и самодостаточность. Цело-
стность модели заключается в ее традиционной трехчастности и все три ее части по смыслу и функциям связаны в единую
самопорождающую систему: до-тварный мир – центр творения – мир наличного бытия.
Хранящиеся в чаше небесные воды представляют первичную дотварную субстанцию. На разных стадиях развития
культуры и философии эта субстанция представлялась то как вода, то как тончайшая материя – эфир, то как единое вселен-
ское поле. По своим особым качествам – принципиальной неопределенности, беспредельности, всепроникаемости и аморф-
ности – эти три варианта представления первичной мировой субстанции тождественны. Существуют прямые свидетельства
осмысления и разработки понятия беспредельного, всепроникающего поля как до-тварной субстанции. Идея беспредельного
поля, в которое Творец заронил семя жизни, наглядно ассоциировалась с реальной картиной пахотного земледелия.
Центральная часть Вселенной, ее ядро, узел творения, твердыня бога первоначально представлялась в архитектуре са-
мой устойчивой с человеческой точки зрения формой – кубом, а в ритуальных предметах сфероидом. Позднее сферическая
форма распространилась и в архитектуре в виде золотого шара, ассоциировавшегося с солнцем. Нижний ярус Вселенной –
покрытый куполом небосвода мир повседневного бытия фигурировал как данность.
В этой Вселенной самопорождение представлено по вертикали, сверху вниз, по трем основным аспектам. Первый ас-
пект – «исторический»: в пространственном выражении представляется изначальный акт сотворения и развертывания Все-
ленной. Второй аспект – «перманентный»: пространственная структура представляется как система постоянного творения
бытия в каждое, сколь угодно малое мгновение реального времени. Третий аспект – «функциональный»: поддержание
жизни и вся система управления Вселенной представляется как пространственный механизм подачи из небесного первоис-
точника воды-жизни, времени-жизни, света-жизни.
Два первых аспекта можно назвать до определенной степени умозрительными. Третий аспект определяет постоянную
насущную потребность, жизненную необходимость активного взаимодействия человека со Вселенной, постоянный неиз-
бежный контакт с божеством через систему отношений, оформленную в ритуале и в архитектуре. В ритуале система отно-
шений сохраняется как текст и как пространственно-временное действо. Как во всякой знаковой системе, здесь многое пере-
ведено в план условностей: зашифровано, закодировано, табуировано. Можно сказать, что в тексте и в ритуале первообраз
Вселенной как таковой вытеснен в бессознательные культуры.
В архи-тектуре, в зодчестве как в реальном аналоге миросозидания этот первообраз уже по определению предъявляется
наглядно, материализовано в самом здании и в ритуале его возведения.
Архи-тектура постоянно зримо напоминает о мироустройстве и в этом качестве сама становится предметом поклоне-
ния. Поклонение алтарю, святилищу, храму предшествует поклонению собственно божеству. Контакт с архитектурой стано-
вится первой ступенью при контакте человека с богом на пути приобщения ко Вселенной. От алтаря к небу, от подножия
храма к его вершине и далее по вертикали к зениту, по axsis mundi возносится приземленный в быту взор человека.
Два основных средства выражения культуры – архитектура и литература – выступают как диалектическое двуедин-
ство. Письменные и фольклорные тексты намекают на содержание архитектуры. Архитектура фиксирует каркас мироздания,
по канве которого развертывается ритуал и прихотливо вьются устные и письменные тексты. Их общие корни – первообразы
Вселенной, исходящие из бессознательного культуры.
В «функциональном» отношении такая модель Вселенной обладает универсальными качествами. Она может быть
предъявлена в любом храме, святилище, алтаре, вне зависимости от его размеров и значимости. Ее первообраз может слу-
жить постоянным спутником человека, обеспечивающим вертикальный контакт с универсумом в любой точке пространства.
С ее помощью можно рассмотреть проблему эгоцентричности. Находясь в пространстве природы, человек постоянно ощу-
щает прямо над собой небесный кров с его зенитом и, следовательно, находится под постоянной защитой неба, в точке пря-
мого кратчайшего вертикального влияния верховного божества. В таком «пассивном» положении по отношению к небу че-
ловек постоянно находится внутри мыслимого, воображаемого миро-здания.
При возникновении конкретной необходимости для взаимодействия с небом, для контакта с ним человек прибегает к
посредничеству алтаря – земного основания вертикальной мировой оси. Основание мировой оси: алтарь или то, что его
представляет в данный момент, становится нижним устьем вертикального канала для связи с зенитом. Молитва, славословие
и жертва становятся и прямым обращением, и носителем «договорных» отношений с верховным божеством.
Подобная пространственная ситуация создает двойной эффект. С одной стороны, снизу вверх достигается практически
прямой контакт через посредство молитвы и жертвы. С другой стороны, посредничество алтаря и жертвы дает некую гаран-
тию от нежелательного или неблагоприятного прямого вертикального ответного воздействия сверху вниз на человека, обра-
щающегося к божеству. Стоящий на земле алтарь выступает в качестве посредника между богом и человеком.
На универсальность и глубинную устойчивость этой модели, коренящуюся в бессознательном человеческой культуры,
указывает множество предметов: как памятников отдаленных эпох, так и окружающих нас и по сей день. Идеальный и по
форме, и по смыслу образ реконструированной модели Вселенной – песочные часы: два стеклянных сосуда на общей верти-
кальной оси, соединенные в одной точке и симметричные относительно нее. В нижнем сосуде из зенитного отверстия тон-
кой струйкой вертикально вниз устремляется время.
В песочных и водяных часах мы находим разгадку архаического пространственного представления о времени. Течение
времени виделось древним вертикальным потоком, устремляющимся сверху из зенита вниз на землю.
В православном христианстве архаическое мироздание воплотилось, например, в священном ключевом сосуде – потире.
В нем верхняя полусферическая чаша с «кровью Христовой» соответствует чаше небесных вод. Нижняя прогнутая часть
представляет небосвод в шатровом варианте. Изображенные на ней лепестки «мирового древа» направлены сверху вниз, то
есть так же, как на куполе ступы. Средняя часть, соответствующая центру Вселенной, оформлена в виде сфероида. Именно
за нее священник держит потир во время свершения обряда, выступая таким образом как «миро-держец».
Архаическое мироздание в православном христианстве воплотилось и в форме ритуального хлебца – просфоры. Вку-
шаемое верующим «тело христово» уподобляется всей Вселенной. На верхней круглой или квадратной плоскости просфоры,
явно уподобляемой чаше небесных вод, представлен равноконечный крест как потенциал будущего развертывания мира на
все четыре стороны.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »