Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Самые значительные точки в пространстве природы древние оставляли за богами. Ориентируясь в пространстве бытия,
они неосознанно придерживались фундаментального принципапринципа недоступности центральной точки этого про-
странства. Древний человек всегда стремился приблизиться к этой сакральной точке, находиться или поселиться как можно
ближе от нее, но в своей центростремительности он никогда не позволял себе лично утвердиться в ней. Эта центральная точ-
ка, axsis mundi, всего обозримого мира была местом возможного присутствия бога на земле.
Идея физически «покорить» самую высокую точку планетыгору Эверестмогла прийти в голову только самоутвер-
ждающемуся через техногенную цивилизацию человеку Запада.
Буддийское святилище Свайямбунатх
Языческое святилище центральной Европы (Силезия)
Археологическая история и современная действительность прямо свидетельствуют о постоянной ориентации всякого
человеческого сообщества на центр пространства своей жизнедеятельности. Древние селища группируются вокруг городи-
ща, исторические поселения и городавокруг алтарей, святилищ и храмов, селения вокруг городов, народы и государства
вокруг своих столиц.
Та же археология указывает на постоянную центростремительную тенденцию при расселении человека в пространстве
обитания. Первоначально территория архаического святилища была необитаема. Она посещалась только во время отправле-
ния ритуала. В процессе формирования института шаманов, жрецов и других священнослужителей они все чаще стали се-
литься вблизи святилища, находящегося в центре пространства жизнедеятельности каждого человеческого сообщества.
Служитель бога стремился постоянно находиться поближе к богу.
Греция. Дельфы. Центр античной ойкумены зафиксирован
каменным омфалом, «пупом» земли
2. По мере развития ремесел в мифологии формировался образ близкого к богам или прямо отождествляемого с ними
«культурного героя» – изобретателя или божественного основателя того или иного ремесла. В одних традициях «культурный
герой» сливался в единый образ божества. В древнегреческой мифологии прослеживается последовательность деяний бога
покровителя ремесел Гефеста: сначала как зодчегосоздателя олимпийских чертогов, затем как гончара и уже позднее как
кузнеца. В других традициях, например в древнеегипетской или китайской, основателями отдельных ремесел почитались
различные божества. В городах средневековой Европы каждый ремесленный цех имел своего святого-покровителя.
Представители новых, этапных в развитии культуры ремесел, осознавая общественную важность своей профессии, ес-
тественно стремились приблизиться к центральному месту пространства жизнедеятельности общины или поселения. Архео-
логические данные дают основания предположить, что древние городища по мере возникновения новых ремесел вслед за
священнослужителями постепенно заселялись сначала ткачами, затем гончарами и, наконец, кузнецами. Городище посте-
пенно превращалось в город.