Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Одно из древнейших московских урочищ, расположенное на высоком холме у слияния Яузы с Москвой рекой, – Шви-
вая горадает наглядные свидетельства об этом процессе в своей археологии и топонимике. Само древнее название Швивая
гора, возможно, связано с русским словом «швея», в широком толковании обобщающем основные стадии текстильного про-
цесса: прядение, ткачество, шитье. На этой горе много столетиий помещалась гончарная слобода, центр которой зафиксиро-
ван сохранившейся до нашего времени церковью Успения в Гончарах. Более позднее названиеКотельникисвидетельст-
вует о доминировании здесь кузнечного ремесла.
По мере перехода человека к оседлому образу жизни центром обитаемой местности становился алтарь, а позднеесвя-
тилище или храм. По закону обязательной фиксации такого центра мы неосознанно продолжаем так жить и сейчас. Если в
фокусе главного пространства квартиры или комнаты сохраняется «семейный очаг», представленный печью, камином, сто-
лом, киотом, светильником или чем-то иным, это малое пространство бытия продолжает сохранять свою вертикальную ось,
свою целостность и осмысленность и тем самым поддерживать потенциал целостности и осмысленности жизни семьи. Там,
где смысловые центры пространства бытия приходят в упадок и разрушаются, у самого этого пространства утрачивается
смысл и естественная для человека система организации. Комната становится общежитием, казармой, тюрьмой; поселение
барачным поселком. Пространство из порождающего превращается в деградирующее. Помещенные в него люди и общины
теряют систему ориентации в своем главном жизненном пространстве, а вместе с неюсмысловые и нравственные ценно-
сти и постепенно превращаются в маргиналов.
В так называемых исторических городах, там, где все еще сохраняется естественная структура человеческого поселе-
ния, там, где алтарь во всех его видах все еще служит фокусом и центром обращения бытия, зримым основанием вертикаль-
ной оси обитаемого пространства, нас поражает неспешность, упорядоченность и видимая осмысленность жизни.
Для захватчика, стремящегося подавить волю завоевываемого народа, первым объектом разрушения, разграбления, ос-
квернения всегда были алтари. Лишенный своей святыни, главного ориентира в пространстве и времени бытия, народ, город,
община утрачивают волю к сопротивлению, коллективную волю к жизни. Воинствующий атеистический большевизм пер-
вым делом сносил храмовые алтари. Затем в директивном порядке в апсидах (алтарях) православных храмов устраивались
общественные уборные: вспомним недавнюю историю собора Ново-Спасского монастыря или собора Казанской Божьей
матери на Красной площади.
Первое, что люди начинают восстанавливать после войны и разрухи, – это алтари и святилища. Сначала восстанавлива-
ется средоточие смысла жизни, главный ориентир в ее пространстве, а потом, уже вокруг него, постепенно организуется и
сама жизнь.
Без алтаря храмовое пространство лишается своего самого главного смысла. Исключение составляют только те алтари,
которые выросли в гигантские архитектурные сооружения, как, например, алтарь Зевса в Пергаме.
3. Архитекторы давно начали утрачивать понимание смысла алтаря. Уже замечательный древнеримский архитектур-
ный «типолог» Витрувий уделяет устройству алтарей всего один абзац из десяти строк. Немногим больше, да и то только об
общих размерах и пропорциях алтарей, но отнюдь не о его положении, смысле и устройстве говорят его ренессансные ком-
ментаторы. Гласом вопиющего в пустыне звучит среди них афоризм великого Браманте: «Удаляется от истины тот, кто ухо-
дит от центрического плана».
Глубоким символическим пророчеством такой «забывчивости» доносятся до нас строки одного из библейских текстов:
«Покажи мне камень, который строители отбросили! Онкраеугольный камень!».
«Краеугольный», то есть основополагающий камень Библии, вовсе не угловой блок здания храма, а его первооснова и
первосмыслалтарь. Закладка храма всегда знаменовалась установкой алтаря или символического камня на месте будущего
алтаря. «Краеугольный камень» «отбросили» вовсе не строители, а досужие потомки, утратившие понимание его изначаль-
ного смысла.
Вместе с утратой понимания ключевой роли алтаря уходило в тень изначальное, тварное существо зодчества. Здание
переставало осознаваться как миро-здание, постепенно становясь эксклюзивным художественным произведением архитек-
тора-автора. Древний зодчий почитал себя со-здателем, со-творцом Вселенной, ее творящим орудием, реализующим божест-
венное пред-начертание, божественный про-мысел. В его творчестве проявляется все безграничное богатство коллективного
бессознательного человеческой культуры. Современный архитектор мнит себя единоличным творцом, эгоцентричным «но-
ватором», которому позволителен любой произвол в обращении с пространством и формой. Во многих случаях оказывается,
Рис. 5. Белоруссия. Вокруг
святилища группируются селища