ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Носители этих представлений – мигрирующие народы – складывают трехчастные алтари из подручных материалов:
глины, лесса, сырцового кирпича. Оседлые народы фиксируют трехчастную структуру мироздания в камне. Структура алта-
ря начинает приобретать принципиальное архитектоническое выражение.
Углубление в верхней плите, которое в алтарных камнях предназначалось для жертвоприношений, в рукотворных алта-
рях обретает правильную форму, форму круга или квадрата. По существу оно становится чашей для возлияния, возложения,
возжигания жертвы. Чаша, из которой жертва возносится на небо, приобретает значение сакрального сосуда.
Кипр.
Алтарный камень
приобретает троичную
по вертикали структуру
Непал.
На алтаре стоит
выточенная из камня
квадратная алтарная
чаша
Древний Египет.
В углублении
жертвенника
изображены сосуды
для возлияния жертвы
на алтарь
Для того чтобы понять важность факта подобия и смыслового тождества верхней плиты алтаря со священной чашей, с
сосудом, с емкостью для воды или другой жидкости, нужно прояснить цель и природу той настойчивости, с которой древние
зодчие неизменно создавали верхнюю часть алтаря как чашу. Поэтому необходимо уяснить роль, которую играла вода и
особенно выпадающие в виде дождя небесные воды в жизни древнего человека.
Тема 3
СУЩЕСТВО, СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ АЛТАРЯ
1. Вода в пространстве бытия.
2. Персонажи древних мифов как отражение всемирного источника небесных вод.
3. Структура алтаря на примере древних культур.
1. Прежде чем говорить о структуре алтаря, необходимо обратиться к теме воды. «Все происходит из воды», – извест-
ные всем слова древнегреческого мыслителя Фалеса Милетского. Для человека древности вода была главным условием вы-
живания, самой жизнью.
Первобытный человек ощущал этот факт изначально, всем своим существом. Засуха влекла за собой откочевку стадных
животных, на которых он охотился. Двигаясь вслед за ними, ему приходилось покидать привычные, обжитые стоянки. Из
обмелевших рек уходила рыба, и многовековые стойбища древних рыболовов пустели: сильные уходили, слабые умирали от
голода.
С возникновением производящего хозяйства: скотоводства и особенно земледелия, человек стал еще более зависим от
дождя. Только к концу IV тысячелетия до нашей эры, по мере создания в поймах рек ирригационных систем, для части зем-
ледельцев появилась относительная гарантия урожая. Но даже здесь водный режим рек зависел от выпадения дождей или от
таяния горных снегов в их верховьях, то есть в конечном счете от небесных вод.
Для древнего человека вода была тождественна жизни, и потому тема зарождения жизни в воде была для него не науч-
ной теорией, а естественным мироощущением, органичной частью миро-восприятия и миро-представления. Он ежедневно
мог наблюдать, как в обычной луже развиваются личинки комаров, как из рыбьей икры вылупляются мальки, да и само рож-
дение человека сопровождается истечением вод. Вода, влага в икринке, в яйце, в зародышевой оболочке непроизвольно на-
водят на мысль о рождении всего живого, всего живого мира, всей Вселенной в воде, в яйце. Нет такой культуры на планете,
которая хотя бы на отдельном этапе своего развития не представляла в мифологии рождение мира как жизни в небесных
водах.
Небесному океану, первобожеству, прародителю Вселенной, Абсолюту как таковому за очень редким исключением не
посвящали храмов. Для древнего человека он и без того был объективной реальностью. Его творческий акт предшествовал
мирозданию. В реальной жизни сам он, как правило, не играл существенной роли. Храмы ставились его ипостасям или богам
второго и третьего поколений, чье участие в реальной жизни человека и природы было определяющим.
Человек – существо творческое. В своем онтологическом развитии он естественно продвигается от миро-ощущения к
миро-восприятию и далее к миро-представлению. Миро-представление как идея ищет свое выражение в творчестве, в сози-
дании, а созидание (со-здание) – это уже прямое назначение зодчего, его профессиональная функция, по сути тождественная
функции творца мироздания. Поэтому нам очень важно осознать – каким именно виделось архаическому человеку само при-
родное Миро-здание.
Над человеком и над всем миром его обитания всегда простирался небосвод. Небосвод мог представляться ему купо-
лом, шатром, плоским кровом на четырех бесконечно удаленных опорах. В архитектуре мы до сих пор имеем три основные
типа кровли: плоскую, сводчатую, скатную.
Каждое мгновение своей жизни человек видел, что вода может сохраняться только в выемке. Представляя себе Вселен-
ную по образу и подобию своего земного бытия, творя свое миропредставление, человек естественно помещал на небо некий
сосуд, хранилище небесных вод.
Стоящая на небосводе чаша небесных вод, хранилище мировой влаги-жизни, не просто сосуд для хранения воды. Из
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »