Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

него вода-благодать должна как-то поступать в этот мир, на землю и давать жизнь растениям, животным, людям. Для того
чтобы вода из-под небосвода могла пролиться живительным дождем, в дне чаши и в зените небосвода должно быть отвер-
стие для поступления воды вниз. Небесный сосуд по своей конструкции оказывается особенным сосудомсосудом с отвер-
стием в дне.
Ковш Большой
Медведицы вместе
со всем небосводом
вращается вокруг
ночного зенита
Полярной звезды
Ковш Малой
Медведицы вращается
вокруг Полярной
звезды, подвешенный
к ней на своей
собственной ручке
В южных широтах
серп молодой Луны
можно наблюдать
как рогатую чашу
В русском языке наименование такою сосудабездна, то есть буквально «без дна». Слова, как и древние боги, с тече-
нием времени снижают свое изначальное значение. Хронос сверг Урана, Зевс сверг Хроноса, а сыновей Уранатитанов
низвергнул вниз, в Тартар. Владыка подземного царства Люцифернизвергнутый ангел, некогда обитавший в небесном
мире.
Сегодня мы называем бездной пропасть или океан, хотя по отношению к океану это не вполне логично: если бы у океа-
на не было дна, не было бы и самого океана. Древние адресовали слово «бездна» наверх, к небу. Эта направленность вверх
лучше всего сохранилась в поэтическом творчестве, которое изначально адресовалось богам.
С категорией «бездна» связан обширный круг понятий, соотносимых в индоевропейских языках с рождением, конст-
рукцией и функционированием Вселенной: «сосуд», «небо», «судьба», «пуп», «центр мира», «отверстие», «окно», «дверь»,
«врата», «порождающая vulva», «дыхание», «звук», «зияние», «пустота», «разъединение и соединение», система «Хаос-
Порядок-Гармония», «Мировой Разум», «творящее начало».
2. Именно с этой без-дной, с ее донным отверстием, через которое небесные воды подаются в поднебесье, в мир зем-
ной, связаны наиболее архаичные пласты индоевропейской мифологии и самые загадочные персонажи, возникшие задолго
до появления антропоморфных богов. Большинство древнейших мифологических фигур Ригведы змееподобны. Древнеин-
дийский Ахи-Будхньябуквально «змей глубин», «змей бездны». Близки к нему греческий Пифон и сербохорватский Бад-
няк, чье имя, по-видимому, означает «обитатель бадьи». Авестийский Апам-Напатбуквально «потомок воды», «отпрыск
вод», античные змееногие титаны, некогда обитавшие в верхних водах. Древнеиндийские апсары – «вышедшие из воды»,
«водяницы», обитающие в раю Индры. Славянские русалки, в поздних народных поверьях спустившиеся из небесных вод в
земные ручьи и реки и вновь вознесенные Пушкиным на «мировое древо», на «дуб зеленый», стоящий в фокусе мирового
пространства, у излучины залива, «у Лукоморья».
Многочисленные персонажи-змеи из легенд и сказок индоевропейских народовхозяева вод, закрывающие доступ к
воде: к источнику, роднику, колодцу, реке, озеру, – все они суть бывшие обитатели и владыки единственного, всемирного
источника небесных вод, которые с приходом господства антропоморфных богов либо оказались низвергнутыми, либо опус-
тились в земные воды и даже под землю. В позднем народном сознании они так и остались владыками вод, но уже не верх-
нихнебесных, а нижнихземных. Но и здесь они не утратили своей божественной сущности, которая со временем пере-
росла в их сказочные волшебные свойства.
Именно с ними сошлись в борьбе за обладание главным и единственным источником небесных вод, за владычество над этим
узлом мировой жизни, над центром миро-здания младшие, антропоморфные боги, боги энеолитического человека, человека,
овладевшего производящим хозяйством, ремеслами и оружием. Ведический Индра бился со змееногим Вритрой, греческий
Зевс с Троном, славянский Перун и германский Тор соЗмием, а в ближневосточной традиции Мардук с Тиамат. Отголоски
этой древнейшей битвы отражены и в более поздних мифологических системах, например, у персовРустам и «водяная
колдунья», у русскихДобрыня и Змей и святой Георгий Победоносец.
Хеттский рельеф. Бог грозы
поражает змея
Швеция. Стела из Альтуны.
Битва Тора со Змеем