ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Множество дошедших до нас изображений алтарей Античной Греции являют два основных варианта. Первый вариант
можно назвать обыденным. Это по сути домашний, бытовой алтарь-жертвенник в виде общественного алтаря в миниатюре
или в виде столика, вазы с круглым цоколем, ножкой и ярко выраженной верхней чашей для возлияний.
Второй вариант – это каменный общественный алтарь. В середине у него массивная кубическая форма, часто опоясан-
ная «гирляндой», установленная на двухступенчатый плинт и завершенная консольно выступающей, декорированной иони-
ками плитой. У ранних алтарей выступ верхней и нижней плиты обведен четвертным валом. И чаша небесных вод, и небо-
свод в профиле представлены сферически. У более поздних алтарей этот профиль усложняется: сначала наверху, а потом
внизу возникает киматий. Еще позднее киматий покрывается декором. На фасадах срединной кубической формы часто
встречаются символы, атрибуты или изображения богов. Остатки таких алтарей можно и по сей день видеть у многих хра-
мов, в святилищах, в общественных зданиях и на площадях античных городов.
Северное
Причерноморье.
Херсонес. Античный
терракотовый
алтарик
Северное Причерноморье.
Херсонес.
Античный алтарь
с изображениями
Геракла и Гермеса
Непал. Санкху.
Алтарь с лингой
Перед храмами и на главных алтарях святилищ (Артемиды в Эфесе, Зевса в Пергаме, Аполлона и др.) собственно жерт-
венник развивается в вытянутую, прямоугольную в плане форму, связанную с ритуалом гекатомбического по своему суще-
ству сожжения крупных жертв: коней или быков. В обоих вариантах трехчастность по вертикали отчетливо выражена.
Алтарь ветхозаветной традиции можно реконструировать по его описанию во Второзаконии. Его устройство прямо
диктуется Моисею Богом: «И сделан жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы
он был четвероугольный, и вышиною трех локтей. И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и
обложи его медью» (Исход 27. 1–2; 30. 1–2; 38. 1–2).
Термин «роги» в Ветхом Завете понимается буквально. В реальности многочисленные рогатые алтари своей формой на-
глядно представляют чащу небесных вод. На это указывает общая для Средиземноморья традиция рогатых алтарей, очевид-
но, связанная с культом «рогатой» Луны, являвшей на ночном небе своеобразную «эмблему» чаши небесных вод. С такими
рогатыми алтарями явно связан культ «букраний» – бычьих голов и рогов.
В христианской традиции известны два основные типа алтарей: главный храмовый алтарь, именуемый в правосла-
вии Престолом и алтарь-жертвенник. Престол близок по форме античному алтарю, а алтарь-жертвенник имеет вид стола,
образ которого в церковной литературе обычно связывается с традицией жертвенной трапезы.
В жертвенном столе классическая алтарная форма представлена в двух вариантах. Во-первых, в наиболее широко рас-
пространенном: чаша небесных вод – квадратный столп, соотносимый с центральным кубом – небосвод-плинт. Во-вторых, с
центральным кубом в виде пустого пространства, заключенного между четырьмя угловыми опорами.
Ведический алтарь «веди» (знание) в плане был продолговатым, «как женщина», узким посередине и расширяющимся
к краям: с одной стороны до ширины алтаря Неба, с другой – земли. Соотношение размеров сторон алтаря веди определяется
как 3 : 4, дает приблизительное равенство их видимых размеров и в опосредованном виде содержит приближенное значение
числа «пи» (3, 14…). Для ведических брахманов, для Пифагора это число не было абстракцией. Они пытались познать выра-
женную неким «божественным числом» математическую соотнесенность квадратного Неба и круглой Земли, божественной
правильности и земной реальности.
Упорные попытки наглядно решить проблему единения квадратного неба и круглой земли предпринимались уже в эне-
олите. Ту же задачу осознанно или неосознанно, но достаточно успешно решали в архитектурной форме зодчие древности и
средневековья. Проблема перехода от круглого «этого мира» к квадратному «правильному» небесному миру отчетливо про-
сматривается в капители, в переходе от круглого (или многогранного) ствола колонны к квадратной абаке: будь то древне-
индийский жертвенный столб-юпа, античный ордер, византийская, романская или русская капитель
1
.
К югу от алтаря веди воздвигался полукруглый в плане алтарь «дакшина агни», на который как в символическую чашу
возлагались подношения жрецу за отправление ритуала. К востоку от алтаря Неба устанавливался жертвенный столб «юпа»,
к которому привязывали жертвенное животное. На столбе в рельефе представлялась троичная по вертикали структура мира:
внизу полукруглый небосвод, в середине круглое ядро – центр Вселенной, наверху полукруглая чаша. Такие столбы мы и
сегодня можем видеть в ограде большого ступы в Санчи.
1
Попытки соединения в одной пространственной форме квадратного неба и круглой земли.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »