Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Юго-Восточная Европа. Энеолит.
Ритуальный сосуд
Великая Греция. Селинунт.
Храм С. Капитель
Таким образом, в ведическом алтарном комплексе представляется мироздание во всех его проекциях. Два крайних ал-
таря на востоке и западе в плане представляют небо и землю. План центрального алтаря веди представляет «разрез» по Все-
ленной, по которому зримо, по вертикали, положенной в горизонталь, от земли к небу могла продвигаться главная жертва.
Алтарь ведиэто как бы путь жертвы во Вселенной. План алтаря дакшина агни представляет «в разрезе» верхнюю чашу
алтаря, чашу для жертвоприношений. Наконец, жертвенный столб юпа представляет всю Вселенную в целом в ее естествен-
ном вертикальном положении. Привязанное к нему жертвенное животное еще до заклания символически отправляется на
небо. К этому следует добавить, что вертикальный профиль всех алтарей, очевидно, представлял традиционный профиль
мироздания, сужающегося к середине и расширяющегося книзу и кверху.
Такую алтарную систему в упрощенном видедва предхрамовых жертвенника: квадратный и круглый, иногда сопро-
вождаемые жертвенным столбом, можно сегодня наблюдать в Непале перед каждым сколь-нибудь значительным храмом.
По свидетельству информаторов, вся ведическая алтарная система в полном виде все еще воздвигается в Непале из сырцово-
го кирпича во время важнейших, закрытых для посторонних семейных обрядов.
Непал как страна реликтовых традиций предоставляет в распоряжение исследователя наиболее полную палитру индуи-
стских и буддийских алтарей и алтарных систем, восходящих к ведической традиции. По мере распространения этих двух
мировых религий различные варианты таких алтарей интерпретировались в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Вос-
точной Азии.
Если расширить круг примеров за пределы культур, непосредственно связанных с индоевропейской языковой общно-
стью, то можно убедиться, что характерная трехчастная по вертикали структура алтаря имеет в человеческой культуре по-
всеместное распространение. Приведем несколько наиболее характерных примеров. Древнеегипетский храмовый алтарь
имеет отчетливо выраженный карниз-чашу, из-под которого вниз, под углом 15 градусов расходятся грани алтаря. Место
схождения граней и верхней плиты опоясано полувалом, именовавшимся «горизонт».
Многочисленные изображения египетских «обыденных» алтарей-жертвеиников демонстрируют профиль, близкий к
храмовым алтарям. Но сам жертвенник имеет вид высокой вазы на тонкой ножке, которая плавно расширяется книзу и ак-
тивно кверху от пояска, образуя чашу для жертвоприношений. В древнеегипетской письменности эта форма почти точно
зафиксирована иероглифом, который прочитывается египтологами как «tet» или «zt». Значение его обычно переводится как
«священный столб».
Алтари древних цивилизаций Центральной Америки, известные как по археологическим раскопкам, так и по изображе-
ниям, имеют отчетливо выраженные, расширяющиеся от середины верхнюю и нижнюю часть. По силуэту они близки к еги-
петским храмовым алтарям. В знаменитом алтарном камне ацтеков трехчастность по вертикали подчеркнута изобразительно
тремя полосами рельефов. Во всех случаях главные символы и главные персонажи располагаются на фасаде центральной,
главной, наиболее значительной по размеру и по положению части развитого алтаря.
Итак, троичная по вертикали структура алтаря выступает как повсеместная очевидность. Независимо от стадии разви-
тия алтаря в ней с удивительным постоянством проявляется архаическое мироздание во всей его полноте: чаша небесных
вод, центр Вселенной, поднебесный мир. Для разных стадий развития представлений о конструкции Вселенной характерны
различные формы алтарей. Чаша небесных вод может быть круглой, квадратной или прямоугольной в плане, но чаще всего
она все же квадратная. Небосвод может быть круглым или квадратным в плане. В частности, для ведической алтарной сис-
темы характерно устойчивое представление о квадратном в плане небе и круглой земле. Центральная часть чаще всего или
кубическая, прямоугольная в плане. У круглых в плане, плоских, состоящих из двух чаш алтарей она представлена изобрази-
тельно в виде валика или плетеного пояска.
Для подтверждения самого широкого распространения этой формы можно было бы привести великое множество пред-
метов культа самых разных культур и эпох, в которых земной мир, небесная чаша и ядро Вселенной представлены в самом
разнообразном виде.
Важно еще раз подчеркнуть установленный факт. Исследуемая архитектоническая структура троична по вертикали. В
ней с неизменным постоянством выделены: нижняя часть как небосвод, центральная часть как смысловое ядро Вселенной и
верхняя часть как чаша небесных вод.