Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Мексика. Хочичалко. Культура тольтеков.
Алтарный подиум жертвенника
Тема 4
СТУПА
1. Онтологическая трансформация мирового яйца в искусстве и обыденной жизни.
2. Архитектоническое единство ступы.
2.1. Анда.
2.2. Дрона.
2.3. Ведика.
2.4. Хармика.
3. Буддийский ярусный ступа: онтологический и гносеологический аспект.
1. В классическом буддийском ступе скорлупу мирового яйца представляет гигантский белый купол анды. Белая сфера
ступы поражает своими размерами и своей архитектоничностью. Она возникает как гигантское обобщение всего осознанно-
го и неосознаваемого опыта повседневной жизни. Все живое возникает из яйца, будь то икринка рыбы, яйцо крокодила, ку-
рицы или страуса, оплодотворенная человеческая яйцеклетка.
Феномен рождения жизни из яйца становится отпечатком в сознании и укореняетя в бессознательном, вернувшись в
культуру в виде образов, воплощенных в материале и в текстах. В обыденной жизни мы постоянно создаем округлые сфери-
ческие формы от куполов церквей до шариков на спинках кроватей.
Один из древнейших человеческих праздниковвесенний праздник пробуждающейся жизнинеразрывно связан с ри-
туалом, в котором важную роль играет яйцо. Этот ритуал был неизбежно ассимилирован христианской традицией. Пасхаль-
ные яйца Фаберже в XIX в. – это всего лишь рецидив возврата к теме мирового яйца, возложенного на алтарь.
Непал. Святилище Бодднатх. На алтаре ведика покоится сфероид
Россия. Фаберже. Пасхальное яйцо
на «алтарной» рюмке (подставке).
Возможный рецидив архаического ритуала
покрытия Мирового яйца в связи с
весенним праздником возрождения жизни
Германия. Готическая
курильница. Яйцо в алтарной
чаше по внешнему абрису
декорировано как фасад
готического собора