Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

дика). В полностью развернутом видев системе ступы-мироздания анда соотносится с небосводом, хармикас центром
Вселенной, с твердыней богов, расширяющееся кверху завершение (дрона) – с чашей небесных вод.
Аджанта. Ступа
в пещерном храме
Элура. Пещерный храм
(по Дж. Фергюссону). Будда
представлен в портале, врезанном в
высокий алтарный постамент (ведику)
Аджанта. Пещера 26
(по Дж. Фергюссону). Анда вознесен
на двухъярусный алтарь ведика,
оформленный как храм. К лицевому
фасаду (справа) пристроен портал
с фигурой Будды
Аджанта. Пещера 19
Развертывание ступы по вертикали идет вверх и вниз от центра, от хармики. Вверху развертывание намечается в трехъ-
ярусном завершении, в ступенчатом абрисе чаши. Внизув ярусном построении алтарного основания. Уже в первом веке до
нашей эры в ступах Гандхары и пещерных ступах буддийских монастырей ступа возносится на многоярусный алтарь или на
высокий постамент, как например в Аджанте, Джуннаре и Нашике. Ступасимвол буддийского Учения и буддийского Зна-
ниявозносится все выше и выше. В узком пространстве пещерного чайтьи, храма для прихожан, ведикаединственное
средство познаниявысится над головой, наглядно демонстрируя всю труднодоступность, всю непостижимость для мирян
прямого вертикального пути к Будде.
На рельефе пещеры 19 фигура Будды представлена в четырехстолпном храме под ступой. Ведика стал храмом, над ко-
торым вознесся ступа. Вертикальный путь к высшей буддийской ценности предваряется горизонтальным путем к храму, к
заключенному в нем изображению Будды. Путь к Истине лежит через храм. Будда Шакьямуни стал Богом.
2.1. На этой стадии развития вознесение ступы на высокий пьедестал сопровождается выявлением сферической формы
андымирового яйца. На этапе становления и активного распространения буддийского учения оно естественно видится
ключом к новому мироустройству, зародышем нового справедливого мира.
Так называемая килевидная арка (в индийской традиции арка «куду») на фасаде пещерного храма по своему существу
есть предъявление содержания храма и содержания главного объекта поклоненияступы, содержания мирового зародыша.