Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В ипостаси божественного оружия диск чакры оказывается невероятно тяжелым, неподъемным даже для мифологиче-
ского героя. Уже по определению семя Вселенной, ее зародыш весит столько же, сколько и сама Вселенная. Такое оружие
может применяться только в самые критические моменты мировой истории. Действие его катастрофическое. Оно уничтожа-
ет старый, неправедный мир и в то же мгновение развертывается в новый, построенный по закону божественной справедли-
вости.
Тибет. Икона.
Будда в чакре на
лотосном троне
Южная Индия.
Царь ТанцаШива
Натараджа, кружась в
ритуальном танце,
развертывает Вселенную
по всем трем осям
координат
Северная Индия.
Канитель колонны
Ашоки. На фасаде
цилиндрической чаши
небесных вод на все
четыре стороны света
предъявлен дхармачакра
колесо вселенского
закона
Именно такое развертывание нового мира представлено в классической шиваитской теме Натараджицаря танца. Тво-
ря мир, Шива танцует в огненном, звездном, космическом колесе. Все изображение вписывается в плоский диск, в чакру. Но
поза танцующего Шивы свидетельствует о развертывании мира по всем трем координатным осям: по двум координатам в
плоскости диска и по одной, перпендикулярной к ней. Поза Шивы с вынесенной вперед полусогнутой в колене ногойклас-
сическая поза вхождения танцора во вращение, в пируэт. Кружение Шивы представляет вращение колеса мирового закона в
процессе творения Вселенной. Индиясамая законопослушная страна в мире. В древности в период становления государст-
ва Маурьев император Ашока на каменных столбах с текстами законов помещал чакрувырезанное в камне колесо Закона.
В середине XX в. в центре государственного флага Индии утвержден голубой чакранебесный Закон земного бытия.
Деревянные или бамбуковые каркасные купола Древней Индии имели в основании горизонтальное колесочакру. Та-
кие же колеса до сих пор служат небесным основанием, верхним замком шатрового свода монгольской юрты. Горизонталь-
ное колесо закона служит и каркасом зонта, сени, которую буддисты носят на древке во время праздничных процессий. От-
голоском этой архаичной темы в народной традиции средневековой Европы выглядит Майский шест, воздвигавшийся на
площади села или просто на лугу во время ярмарок и народных гуляний. К вершине такого шеста крепилось простое тележ-
ное колесо, символизировавшее и солнце, и время, и небесный Закон.
На стадии раннего становления и распространения мировоззренческих основ буддизма из двух основных заложенных в
ступе стадиальных форм Вселенной: первичного яйца и развернутой формы мирозданияпреобладающую роль играет тема
яйца, тема Мирового Зародыша, от развития которого ожидается становление нового мироустройства.
Индия. Древний каркасный купол
(по Тюляеву). В основании купола
чакраколесо Закона
Монголия. Колесо Закона
в зените ханской юрты