ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
В пещерном храме, при опирании свода на ступу (капитель),
абака капители обретает четыре уступа, соотносимые
с четырьмя сторонами света, на которые простирается свод
Целый ряд моментов стадиального развертывания завершения ступы, позволяющих понять его закономерности, можно
проследить на ранних рельефных изображениях ступ. На плите из ограды ступы в Амаравати общий принцип развертывания
представлен пятью столбами с каждой из четырех сторон. Четыре столба соответствуют развертыванию на все четыре сто-
роны по горизонтали. Пятый, центральный, особо выделенный столб предопределяет развертывание по вертикали.
В реальных ступах Непала, Тибета, Китая, Монголии девять зонтов расположены на общей вертикальной оси. В этом
случае девять зонтов предопределяют одно направление вертикального развертывания и дважды по четыре в двух ярусах –
развертывание по горизонтали (9 = 1 + 4 + 4). Возможен также и вариант восьми направлений горизонтального развертыва-
ния в одном ярусе (9 = 1 + 8) по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света.
На рельефе ограды ступы и Амаравати и
на рельефе из Нагарджунаконды
четыре столба представляют развертывание
на все четыре стороны света, а пятый,
центральный, особо выделенный, –
развертывание но вертикали
Индия. Гандхара.
Ступа (по Брауну).
Пять зонтов,
расположенных на
одной оси по вертикали,
представляют пять
направлений
развертывания
Тот же принцип представления развертывания по горизонтали как вертикального развертывания определяет количество
зонтов в тринадцатиярусных навершиях ступ Непала, Тибета, Китая, Монголии. Здесь исходный числовой ряд выглядит как
13 = 1 + 4 + 4 + 4, а в поздней Махаяне как 13 = 1 + 4 + 8 с учетом варианта соотнесения с основными сторонами света четы-
рех Будд, а с промежуточными сторонами четырех боддхисаттв.
По подобной логике построены и числовые ряды большинства известных нам многоярусных кровель китайских пагод,
которые по своему смыслу также суть небесные зонты, шатры, сени, защиты.
Устремленность человека к небу, к небесной защите беспредельна. Развертывание ступы по вертикали вверх продолжа-
ется и тогда, когда технические возможности каменной надстройки оказываются исчерпанными. В Непале в этом случае в
вершину ступы заделывается металлический стержень и на него как ось навешиваются ажурные лотосные алтари и зонты.
Иногда, если ступа вознесен на вершину храма, над ним на длинном изогнутом стержне выставляется еще одна система зон-
тов. Когда и эта возможность оказывается исчерпанной, по углам основания ступы устанавливаются длинные, изогнутые к
центру металлические стержни, и к ним над завершением ступы подвешивается еще одна защитная сень.
Интересно, что эта предельно вознесенная сень чеканится из металла в виде квадратного небесного алтаря, обращенно-
го алтарной чашей вниз, к земле, к людям. Современное религиозное сознание возвращается к архаическому представлению
о квадратном небе. То квадратное небо, которое в ведической традиции предъявлялось на земле, в составе алтарной системы,
а в буддийской традиции (в классическом ступе) входило в единую систему мироздания, демонстрируется само по себе, изо-
бразительно, буквально на самом небе.
2.3. Ведика (нижняя часть ступы) изначально трехчастен и имеет тенденцию к развитию по вертикали. На ранней ста-
дии, в пещерных храмах, он вырастает в высокий алтарный постамент. Позднее, в больших ступах и в чайтьях, он приобре-
тает ярусный характер. В малых ступах, непальских чайтьях, тибетских чортенах и монгольских субурганах, он становится
квадратным в плане и в таком виде разрастается до трех ярусов. Здесь изначально заданная, правильная «квадратность» неба
проектируется обратно на землю. Основание ступы приобретает «правильный» характер, ненебесная «правда» утверждается
на земле.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »