ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
В больших ступах он развивается в ступенчатую систему из трех или пяти ярусов. Три яруса очевидно соотносятся с
троичной Вселенной, пять ярусов с пятью направлениями развертывания: одно вверх и четыре по сторонам света. В плане
эти ярусные основания приобретают формы многоугольников, близких к квадрату, а по сути переходных от квадрата к кру-
гу: в Ганахаре, в Боднатхе в Непале, в Боробудуре на Яве – двенадцати- и двадцатиугольник.
Непал. Бодднатх. Монголия
Ихе Тамир. У основания Анды
возникает пояс ниш с фигурами богов
Индия. Санчи.
Три священные защиты
на хармике ступы
Эти примеры развертывания подводят нас к пространственным основам архаичных систем исчисления времени: двена-
дцатиричной, шестнадцатиричной, двадцатиричной. В Бирме, в Шведагоне нижняя платформа выстроена в виде двадцати-
восьмиугольника, что прямо соотносится с двадцативосьмидневным лунным циклом. Можно сказать, что врастающее в мир
земной жизни основание ступы укореняется в нем не только пространственно, но и через реальное время.
В развернутых системах основание ступы – алтарь ведика – постепенно превращается в невысокий алтарный пояс. В
ряде случаев в нем по всему периметру возникают ниши с изображениями местных богов, вошедших в пантеон буддизма
Махаяны. В Тибете в так называемом «тысячедверном субургане» ниши присутствуют во всех многоугольных ярусах осно-
вания. Включая в свою систему местных богов, ступа, а вместе с нею и буддизм, в целом врастает в реальное земное бытие
каждого конкретного культурного ареала.
Ступа, в первую очередь его алтарное основание, тяготеет к превращению в храм. Линия этой ветви развертывания
прослеживается в Бирме, где можно наблюдать варианты поэтапного превращения ступы в храм. При этом так же, как в Не-
пале и в Индии, сам ступа возносится над храмом и превращается в его завершение.
2.4. Хармика в структуре ступы выступает как вселенская твердыня божества, центр мира, точка творения. В нем до-
бытие небесных вод, преобразованное творческим актом божества, становится наличным бытием. Заложенная в хармику
божественная сущность у «классических» ступ предъявляется на его гранях тремя широкими горизонтальными тягами, со-
ответствующими трем буддийским защитам: Будде, дхарме и сангхе. В ланкийской традиции в ступе Руванвелли одна из
трех защит – дхарма – Мировой Закон предъявляется в виде колеса Закона (дхармачакра). Это буддийский вариант общеин-
доевропейского Рита – изначального принципа миропорядка, человеческим проявлением которого выступает ритуал – глав-
ное средство поддержания всего миропорядка.
Непал. Традиционный
ярусный ступа
Западная Европа. Локапалы –
хранители мира оберегают мир
по четырем его углам
Большие ступы на ярусном основании
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »