ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Ниже идет ярус дхъяни-будд. Ступа (анда) выступает как место сосредоточения, где Дхъяни-будды про-мысливают,
проектируют поднебесный мир. Четверо из них проектируют мир на все четыре стороны света, а пятый, полагаемый в цен-
тре Вайрочана, – по вертикали.
В ярусе земных будд «историческая» последовательность их появления в земном мире представлена в виде пространст-
венной ориентации на четыре стороны света, соотносящиеся здесь с полным циклом, с кругом веков «исторической» жизни
этой Вселенной, с четырьмя югами. В центре, на оси времени, предполагается грядущий будда Майтрейя.
Следующий алтарный ярус, над которым в лотосной чаше помещены земные будды, наименее разработан. Это только
чаша, «предуготованная» для появления будд на земле, в реальном времени. Плинт под буддами демонстрирует всю пыш-
ность и богатство жизни при земном бытии. Плинт под чашей оформлен скупо. Он ассоциируется с профаническими свойст-
вами этого мира, с его пустотой и «безвидностью» в периоды их отсутствия на этой земле. Возможность приобщения к бо-
жеству связана только с храмом, который представлен нишей-часовней.
Наконец, все движение сверху вниз упирается в квадратный алтарь, на который только и может спроектироваться свы-
ше и существовать в земных условиях пространственная и временная («историческая») картина Вселенной.
«Гносеологический» путь, путь познания божества идет в обратном направлении: снизу вверх. Предваряющая ступень
приобщения – алтарь, который отчуждает человека от земных помыслов. На алтарь приносится первая жертва приобщения.
Вокруг алтаря на специальном парапете возжигаются плошки и курения. Изображения будд в тонком рельефе только наме-
кают на возможность мысленного проникновения внутрь алтаря, к его смысловому ядру, к стержню учения.
Первая ступень – наглядный образ профанического бытия, где путь к богу лежит через храм, внутрь алтаря и затем на-
верх, к чаше небесных вод. Вторая ступень – лицезрение будд, некогда посетивших землю и помогавших людям встать на
путь освобождения. Третья ступень – через Майтрею вознесение взора и мысли к ступе, к дхъяни-буддам, промысливающим
будущее этого мира. Четвертая ступень – путь мысленного восхождения к Ади-будде, к источнику этого мира, к Абсолюту.
Пространственная схема «онтологического» пути на каждом этапе построена по единому принципу: от зенита вниз
по вертикали и далее развертывание от центра на все четыре стороны. Затем снова вниз по центральной оси и снова развер-
тывание.
Пространственная схема «гносеологического» пути, пути познания построена в обратном направлении: от перифе-
рийного изображения будды на одном из четырех фасадов к центру, к сущности, и далее вверх на следующий уровень по-
знания и приобщения к богу.
Будда как божество приобрел несколько ипостасей. В глубину священной истории он укоренился своими тремя преды-
дущими пришествиями в трех предшествующих мировых периодах. В будущее он обратился своим грядущим пришествием
под именем Майтрейя. В глубину истории мироздания он спроектировался в виде пяти дхъяни-будд – будд, промысливаю-
щих и предопределяющих тварный мир. В до-тварный мир он проник как первичный Ади-будда, символ универсума, прин-
ципиальный аналог Брахмана упанишад.
Такие гигантские комплексы, как Шведагон и Боробудур, можно рассматривать как систему ступ. Начальные этапы
становления таких систем можно наблюдать в Непале, где малые ступы возникают на углах алтарного подиума больших. В
Шведагоне вокруг большого ступы кольцом по периметру террасы стоят малые ступы. В Боробудуре три верхние, круглые в
плане террасы несут три кольца полых решетчатых ступ с фигурами сидящего Будды внутри.
Распространение буддизма было связано с активной миссионерской деятельностью. Привносимая религия стремилась
использовать весь мощный потенциал новой для аборигенов высокоразвитой культуры. Это обусловило интенсивное разви-
тие изобразительного компонента. Могущество бога утверждалось через великолепие его святилища, через зримое пред-
ставление его деяний и мифологизированной истории того народа, той культуры, которой он покровительствует.
Тема 5
ХРАМ
1. Воплощение архаической модели мироздания в храмовых сооружениях.
2. Онтологическая трансформация мирового яйца в храме.
3. Вертикальное развертывание больших храмовых систем на примере культур Запада и Востока.
1. После длительной эволюции, обретя внутреннее пространство, алтарь стал храмом. В новой ситуации функцию сре-
доточия местности и растущего вверх основания ахsis mundi воспринял храм. В этом качестве он сохранил в себе принцип
троичного построения вертикальной структуры алтаря. Особое качественное развитие получила центральная, кубическая
часть алтаря.
Изначальная кубическая твердыня мира задолго до возникновения собственно храма была главным объектом почитания
и главным реликварием. В этом качестве она вошла во все мировые религии. В буддизме хармика содержит реликвии Учи-
теля. В Ветхом Завете ковчег содержит главную реликвию – скрижали. В православии кубический престол почитается как
гроб Господень. Сень над пещерой гроба Христова в Иерусалиме именуется кувуклия. В Исламе главный реликварий – Каа-
ба – буквально «куб».
На стадии превращения алтаря в храм твердыня Вселенной, хармика, дворец божества спустился на землю для того,
чтобы в его пространстве люди получили возможность общения с символом или изображением божества. Хармика стал хра-
мом.
Превратившись в храм, срединный камень алтаря или хармика несоизмеримо вырос по отношению к нижнему алтарно-
му поясу, представляющему небосвод, и верхнему алтарному поясу, представляющему чашу небесных вод. В этом феномене
проявился один из важнейших принципов зодчества – принцип наращивания масштаба: чем крупнее сооружение или здание,
тем меньше его детали по отношению к главному объему. Физический рост общих размеров зрительно усиливается за счет
контраста главного объема и небольших деталей. Но даже в этом сильно уменьшенном и условном виде последние сохрани-
ли признаки своей исходной формы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »