ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Благовещенский собор Колокольня Ивана Великого.
В камне этой картины Вселенной
видится «квадратность», исходящая
от неба «правильность» самого алтаря
Принцип «вознесения золотого яйца» зафиксирован в системах куполов Архангельского и главного здания Благовещен-
ского собора Московского Кремля. Чем выше возносится купол, тем больше он выдвигается из барабана, тем ближе к шару
его форма. Особенно ярко представлено вознесенное золотое яйцо на относительно поздней колокольне вологодского Крем-
ля. На колокольне в селе Коломенском мировая сфера помещена в чашу, представленную поясом кокошников. На столпе
Ивана Великого корона-чаша представлена трехъярусной золоченой узорчатой надписью.
Изначальная, во многом неосознанная, человеческая потребность предъявления в зените над храмом золотого яйца, из
которого развернулась Вселенная, и его же как источника жизни – Солнца с животворящими лучами, обусловила появление
над куполом маленького, «бесконечно удаленного» золотого шара.
Исходная ключевая роль маленького золотого шара в построении русского храма отразилась в техническом термине
«яблоко», вполне адекватном индийскому техническому термину «плод лотоса», бирманскому «бутон банана» (хнепьобу).
Все они указывают на его первичное значение – плода-семени, из которого сверху вниз по традиции развертывается сама
Вселенная. Этот термин входил в важнейшую позицию «технического задания» заказчика при строительстве храма (высота
до яблока).
Восходящая к Ренессансу европейская рационалистическая традиция исследования закономерностей построения древ-
них зданий начинает свои графические и числовые построения от его основания. При таком подходе исследуется формаль-
ная математическая логика чертежа. Это логика задания, которое зодчий выдает строителю в процессе возведения здания от
основания до завершения.
Язык чертежа, язык задания оказывается специальным, профессиональным языком общения архи-тектора как главного
строителя с непосредственными исполнителями его замысла: каменщиком, плотником, кровельщиком. Cугубо технический
язык весьма условен. Он имеет свою систему кодировки и сокрытия, табуирования подлинного смысла важнейших элемен-
тов здания. У него есть своя система размерностей и своя «техническая» логика соотношений.
Исследуя древнее здание с помощью различных методов пропорционирования, современный архитектор получает бо-
лее или менее адекватные варианты математического описания технического языка и «технической логики» древнего зодче-
го, то есть логики передачи задания. В этом языке проявляется руко-водящая сторона архитектурного процесса. С его помо-
щью архитектор буквально водит рукой строителя, направляет процесс воз-движения храма снизу вверх.
Индия. Пещерные храмы.
Содержание хармики –
плод лотоса
–
семя Вселе
н
ной
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »