ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Технический язык не несет в себе прямой информации о замысле зодчего, о самом творческом процессе со-здания, ко-
торый оказывается сокрытым как личная тайна творца. Подавляющее большинство имен древних зодчих до нас не дошло,
так как древний зодчий в акте творения чувствовал себя сопричастным к богу, ко Вселенной. В акте со-здания он выступал
как со-автор творца. Он был орудием перенесения горнего мира в дольний. Он пре-творял (пере-творял), воссоздавал миро-
здание в храме.
Язык общения зодчего со своим со-автором, с первотворцом Вселенной был его внутренним неформализованным и в
существенной части неосознанным языком. Приблизиться к логике этого языка мы можем только через понимание ключе-
вых сущностей созданного им миро-здания. Одной из таких ключевых сущностей и предстает перед нами золотой шар, ми-
ровое яйцо, золотой зародыш, семя, из которого развертывается Вселенная, из которого проектируется миро-здание, запе-
чатленное в храме.
В конце XVIII – начале XIX вв., с приходом классицизма русский православный храм заново начал свое развитие от ку-
бической формы к ярусной системе. Большой классицистический купол уже не мог быть предъявлен вовне как шар и даже
как «луковица». В то же время, как это всегда было на рубеже исторических эпох, предъявление над храмом золотого шара
оказалось насущной необходимостью. Поэтому в русском классицизме над циркульным куполом золотой шар часто возни-
кает в увеличенном, «изобразительном» виде.
Некоторые обобщения выдвижения вверх мировой сферы, мирового яйца: Римский Пантеон, построенный Аполлодо-
ром из Дамаска, сегодня предстает перед нами как вместилище гигантской мировой сферы. Сегодня уже очевидно, что
структурная декорация плафона купола построена на основе оптико-физио-логического эффекта выворачивания сферы. По-
падая во внутреннее пространство Пантеона, человек неосознанно воспринимает гигантскую сферу, нижней своей точкой
касающуюся пола храма в его центре. Переместившись в центр здания, человек оказывается внутри этой сферы, внутри пла-
тоновского мирового зрака.
Эффект выворачивания полусферы купола в Софии создается с помощью незаметных простому глазу небольших изги-
бов вертикального профиля купола. Золотая смальта дает буквальный эффект висящего над головой гигантского золотого
яйца, в зраке которой представлен творец мира, Пантократор. Здесь платоновская идея мировой сферы, в зраке которой по-
мещается бог, предстает уже в буквальном виде.
Киев. Софийский собор
Воронихин А.Н.. Проект
храма-ротонды
Константинополь.
Собор святой Софии
В новгородском храме Спаса на Ильине эффект выворачивания купола достигнут Феофаном Греком путем небольших
волнообразных искривлений штукатурного профиля барабана и целого набора приемов построения живописного изображе-
ния. Небесная сфера с Пантократором в зраке не только висит высоко над головой в центре храма, но и вращается, как бы
намекая на обращение самого себя и эпициклы Платона.
Отдельную ветвь в общем стадиальном процессе «вознесения яйца» образуют многоярусные «барочные» купола. Если
в Иване Великом разные состояния золотого яйца представлены в отдельных главах, то в ярусных куполах барокко купола
прорастают один из другого вверх по вертикальной оси. В этом устремлении вверх каждый последующий купол в своей
форме демонстрирует очередной шаг на пути превращения в чистую сферу или в бутон.
В русских деревянных и каменных шатровых храмах зенитный шар устанавливается над главкой в основании креста.
Естественный, чаще всего неосознаваемый зодчим, принцип зенитной проекции обусловил перенос зенитного шара на шат-
ры и шпили гражданских зданий. В качестве характерных примеров можно привести шатры кремлевских башен, шпиль Ад-
миралтейства, шпили высотных зданий Москвы, столицы государства, где одной из основ господствующей идеологии был
атеизм.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »