Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

У греческих, римских, византийских, романских, готических, индийских, русских и других храмов в обломе цоколя
стены сохранился четвертной вал, некогда представлявший в нижнем поясе алтаря купол небосвода. Иногда этот профиль
приближается к полувалу, иногда усложняется в многослойный алтарный профиль, но присутствие его в основании стены
или колонны практически неизменно. Во владимирских, романских и готических храмах при раскреповке цоколя на высту-
пающих углах образуются «когти», очевидная интерпретация общеиндоевропейской темы «лока-пала» – зверей, охраняю-
щих по углам этот мир. В европейской средневековой традиции такая деталь на углах базы колонны известна как «фиф уг-
ловой». В самом термине очевидно присутствует охранительный зооморфный мотив, тема локапалхранителей земного
мира.
Часто мы не можем видеть профиль цоколя, так как он скрыт культурным слоем. О нем забывают реставраторы в своих
графических реконструкциях. Но профили цоколя и карниза неизменно остаются и средством выделения храма как чертога
бога в этом бытийном мире, и средством представления в нем троичной по вертикали структуры Вселенной.
Романский храм Россия. Храм Покрова на Нерли
Карниз давно уже воспринимается архитекторами как техническое устройство для сброса воды. Но профиль карниза
это профиль расширяющейся кверху чаши небесных вод. Карниз как венец здания присутствует и в тех архитектурных тра-
дициях, где широкое применение имеет плоская кровля и проблема водосброса решается помимо него. Изобразительное на-
значение карниза оказывается приоритетным перед его утилитарной функцией. С сакральной точки зрения он предназначен
для хранения над храмом небесных вод небесной благодати и представляет чашу небесных вод.
Слово карниз образовано от греческого «коронис» – буквально «изгибающийся», «круторогий» и свидетельствует об
изгибе вверх, а не вниз, об исходной форме чаши. Родственные греческие слова «кронос» и «хронос», т.е. время, указывают
на верхний источник времени жизни. Латинское «соrona» переводится как «венец». То же значение имеют немецкое «krone»,
английское «сrown», французское «соuronne», русское «корона».
Корона не простой головной убор: шапка или шляпа с опущенными полями. Со времен Древнего Египта и до наших
дней мы знаем множество корон, и практически все они имеют форму чаши. Сакральная осененность могущества монарха
утверждается божественным венцом мироздания, чашей небесных вод, демонстрирующей его неоспоримое право на воду-
жизнь своих подданных. Иногда внутри венца короны возникает собственно шапка. Она обычно имеет форму полусферы,
всегда богато украшена и представляет мировое яйцо, золотой зародыш Вселенной, покоящийся в «короне», в чаше небес-
ных вод.
2. В процессе развертывания ступы по вертикали главная ценность, средоточие божества, возносилась все выше и вы-
ше. В верхних ярусах ступ хармикатвердыня бога, сменяется бутоном, а иногда и шароммировым яйцом. При опускании
хармики или центрального алтарного камня на землю он все больше приобретает черты реальной архитектуры. Приближаясь
к земле, твердыня бога приобретает характер дворца бога на земле, характер храма. Существует закономерность онтологиче-
ской трансформации ядра Вселенной в зависимости от его местоположения в вертикальной ярусной структуре. Чем выше
оно возносится, тем ближе по форме к первичному мировому яйцу. Чем ниже оно опускается, тем ближе оно по форме к
конкретному земному архитектурному сооружению храму.
Ранние русские храмы крылись относительно плоскими, скорее всего полуциркульными куполами. Владимиро-
суздальское зодчество имело «классический», «античный» характер.
К XVI в. началось активное развертывание храмов по вертикали, с возникновением высоких подклетов. Началось возне-
сение куполов и, соответственно, процесс превращения полуциркульного купола в сферу. Купола стали приобретать все более
«луковичный» вид. К концу XVII в. с развитием ярусных храмов купола стали выглядеть как золотые шары, возлежащие на
алтарях-барабанах, (например, в колокольне села Коломенского).
Россия. Каргополь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.