ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Россия. Казнь Пугачева
(рисунок XVIII в.).
Над помостом для казни
довлеет неотвратимое
колесо Закона
Китай. Могила
Конфуция (старинный
рисунок). Мировое яйцо
на алтарном постаменте
воплощает ожидание
нового справедливого
мироустройства на
основе заветов
Великого Учителя
Непал. Яйцо
в завершении ярусного
ступы возникает в
периоды ожидания
пришествия грядущего
будды – Майтрейи
Южная Индия.
Ауровиль –
интернациональный
город под эгидой ООН.
В центре города золотой
шар, зал, где каждый
житель планеты может
сосредоточиться на
осмыслении бытия
Яйцо становится колоколом.
Небосвод-колокол в тибетском чортене,
бирманском ступе и в капители буддийского
пещерного храма Индии
В эпоху становления и государственного утверждения конфуцианской идеологии могила основоположника учения –
Кун-Цзы представлялась в виде высокого алтаря с утвержденным на нем Мировым яйцом.
Мечта, чаяние, упование человечества отразилось в проекте города будущего – Ауровиля, заложенного на юге Индии
под эгидой ООН, на волне эйфории, овладевшей людьми после окончания Второй мировой войны. В центре города француз-
скими архитекторами был спроектирован огромный золотой сфероид – зал для сосредоточения и осмысления бытия. На фо-
тографии с макета, с высокой точки зрения, видно, что сфероид спроектирован как целостная форма, в то же время, с уровня
земли, из-за окружающего многолопастного подиума он выглядит как золотое яйцо на алтарном постаменте.
По мере превращения буддизма из первоначального Учения в развитую и широко распространенную религию форма
анды изменяется. Первичная сфера Мирового яйца, в процессе Становления мира, начинает вытягиваться по вертикали и
приобретать башнеобразную форму. Со временем эта форма образует отдельную ветвь развития. В новом качестве она ста-
новится завершением храма, обычно называемого шикхара (скр. – «гора», «вершина»).
В самих ступах стадиально развернутый вариант анды принимает форму небосвода-колокола. Эта форма, завершающая
развертывание анды, распространена в ступах Бирмы, Тибета, Китая, Монголии. В Шведагоне от небесного устья по боль-
шому колоколу «ветвями вниз растет ашваттха». Характерно, что за много столетий до появления колоколовидного анды в
самих ступах он возникает в капителях пещерных храмов. Со временем, из двух важнейших значений анды: мирового яйца и
небосвода – приоритетное развитие приобретает тема небосвода-колокола.
2.2. В пещерных храмах Аджанты расширяющееся ступенями кверху завершение ступы (дрона) иногда перетекает в свод. В
пространстве храма ступа приобретает характер центрального мирового столпа. Главная буддийская святыня превращается в
главную, центральную опору Вселенной. В таких случаях вертикальное развертывание ступы «останавливается» сводом
храма. Три уступа завершения, представляющие троичность Вселенной и потенциал ее развертывания по вертикали, заме-
няются четырьмя уступами, представляющими развертывание по горизонтали на все четыре стороны мирового крова, миро-
вой защиты. Такую же четырехступенчатую абаку (дрону) имеют и поддерживающие каменный небосвод капители колонн
пещерных храмов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »