Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Индия. Бедса. «Килевидная арка»
(арка куду) своим абрисом
представляет ступу на
фасаде храма
Кондейн (по Дж. Фергюссону).
Ступа представлен как содержание
храма в рельефе на фасаде
в проеме арки
Арка куду с фигурой богини Шри,
супруги Вишнухранителя мира
ЧандрашалаЛунный Дом.
Изображение «любви в раю»
Непал. Храм Чангу
Нарайяна
(ипостась Вишну).
ЧакраСемя Вселенной.
Колесо Закона, по
которому развернется
будущий праведный мир
Индия.
Чакра Вишну
Непал. Буддийский
монастырь. На портале
в символическом виде
представлено вращение
Колеса Закона
первая проповедь Будды
в Бенаресе,
в Оленьем парке
На многочисленных изображениях арки куду в рельефах и росписях Аджанты, Нашика, Бедса во внутреннее простран-
ство анды помещено изображение Будды в позе сосредоточения, промысливания грядущего мира. Будда олицетворяет семя
и смысл будущего справедливого и упорядоченного мира, Закон (Дхарм), по которому этот мир будет развернут и организо-
ван в своей будущей жизни. Здесь анда по существу еще не часть ступы, а собственно яйцо с зародышем, вросшее в чашу
небесных вод.
В индуистской традиции эта форма развилась в целую тему «чандрашала» (скр. букв. – «лунный дом»), соотносимую с
раем, с первородной благодатью. Не случайно древнейшим царским Домом Индии почиталась династия Лунного Дома, вос-
ходящая корнями к первочеловеку, т.е. опять-таки к началу Вселенной.
Если мы сопоставим килевидную арку с одним из важнейших предметов поклонения в индуизме, с колесом чакра, то
обнаружим принципиальное подобие их формы. Тема чакры восходит к общеиндоевропейскому понятию rita – Мировой
Закон. В буддизме чакра известен как дхармачакраколесо закона. В него обычно помещены священные символы или изо-
бражения Будды как олицетворения мирового закона. В этом смысле многочисленные изображения Будды в сакральном
круге также соотносятся с мировым законом.