Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Греция. Халкидская гидрия.
Битва Зевса со змееногим Тифоном
Россия. Современный герб Москвы.
Святой Георгий Победоносец
поражает змея
Огромную роль играет священный сосуд в религиях и культах разных народов. В христианской религии, Причащаясь из
дароносицы, христианин пьет символическую кровь Христову и тем самым приобщается к богу. Чаша Святой Грааль, из
которой, по средневековому преданию, причащались Христос и апостолы (по другому варианту, в нее была собрана кровь
Христова после распятия), отождествляет воду, испитую Спасителем, с небесными водами. Обряд крещения в текущем с гор
Иордане подразумевает купание в небесных водах. На целом ряде византийских мозаик, расположенных в концах апсид,
прямо над головой Христа помещена синяя чаша небесного океана. Воду, специальным образом освященную, то есть тожде-
ственную небесным водам, содержит купель для крещения младенцев.
Палеолит. Чаша из
человеческого
черепа, найденная
в пещере Плакар,
во Франции
Россия. Дароносица.
Наверху – «святые дары»
в небесной чаше. Внизу
шатровый небосвод.
В серединецентр
мироздания, за который
священник (владыко)
держит священный сосуд
во время обряда причастия
Италия. Равенна.
Сан Витале.
Византийская мозаика.
Над головой Христа
Океан небесных вод
с облаками-рыбами
Персия. Огненный алтарь
на монете эпохи Ахеменидов
Изображение хеттского
алтаря-жертвенника на стеле из Мараша
3. Работая с алтарем, древний мастер стремился передать существо предмета, его смысл и высшее назначение. Он мог
совместить в одном изображении разные проекции предмета, предъявить в одной проекции другие, развернуть вертикаль-
ную структуру в горизонтальной плоскости и наоборот, и, наконец, показать (раскрыть) временные представления как про-
странственные.
В таком «изображении» каждая деталь имеет большое значение. В современной научной литературе об этом обычно
говорят как о символическом значении формы и числа. С профессиональной позиции архитектора такие приемы скорее сле-
дует отнести к закономерностям пространственного мышления человека древности.
Возьмем изображение древнеперсидского огненного алтаря на монете эпохи Ахеменидов. Пять языков пламени свиде-
тельствуют о том, что огненное жертвоприношение обращено на все четыре стороны света и вверх, к божеству. Четыре по-
лена верхнего ряда соотносятся с четырьмя сторонами света. Шесть поленьев нижнего ряда, умноженные на два ряда (как
основание для верхнего ряда), дают общее число двенадцать, соотносимое с двенадцатью лунными месяцами. Таким обра-
зом, акт огненной жертвы предъявляется как постоянный, обращенный ко всем сторонам света и в зенит, горящий весь год
вселенский огонь.
Основанием вертикальной структуры алтаря служит широкий каменный цоколь из двух квадратных плит. Срединная
частькруглый каменный столб. Он естественно соотносится с представлением о центральном «Мировом Столпе», о цен-
тральной опоре неба. Завершение сложено из трех квадратных каменных плит, последовательно расширяющихся кверху по
абрису чаши. Трехчастность по вертикали здесь предъявлена дважды: в общей структуре алтаря и в его завершении.