ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
что наследие доступно ему не на уровне глубокого осознания или восприятия, а только в виде формальных, огрубленных и
опошленных «цитат». Утверждаясь в этой позиции, он часто доходит до полного произвола и непрофессионализма в органи-
зации пространства.
Термин «компо-зиция» (от лат compositum – складывать, слагать) означает всего лишь «суммацию», «сложение» здания
из архитектурных объемов и деталей, а отнюдь не его сотворение. Этот термин изначально слишком формален и механисти-
чен. Даже при самом широком его понимании он не отражает сути самого творчества, не описывает сколь-нибудь адекватно
затрагиваемые нами фундаментальные общечеловеческие категории, смысл которых коренится в глубинах бессознательного
человеческой культуры. Логика зодчих древности строилась по законам, отличным от законов ренессансной и классицисти-
ческой логики архитекторов и теоретиков архитектуры нового времени.
Несмотря на формализацию архитектурного творчества, естественные законы становления и развертывания архитек-
турного пространства, тонко воспринимавшиеся и соблюдавшиеся нашими предками, продолжают во многом определять
целостность, смысл и важнейшие качества современного бытия.
Первичная, природная форма алтаря – камень, возлежащий или воздвигнутый в фокусе местности, в центре пространст-
ва жизнедеятельности человеческой общины или в особом, связанном с каким-либо культом, урочище. Преднамеренное
уничтожение святых мест, замена прежних святилищ святилищами нового культа, техногенное выморачивание естественной
структуры местности привели к утрате алтарных камней, к их перемещению и, следовательно, к снятию их изначальной зна-
чимости, к утрате ключа к пониманию организации пространства обитаемой местности. Множество камней оказались скры-
тыми под культурным слоем. Но многие из них сохранились в тех местах, где их уничтожение не имело идеологического
смысла или хозяйственной выгоды.
Одним или несколькими такими камнями обладало каждое поселение во все исторические эпохи. По времени традиция
алтарных камней восходит к мезолиту. В каждой стране многие тысячи таких камней продолжают лежать на своих искон-
ных местах, не замеченные досужим глазом. Для обывателя они не представляют видимой ценности. Они чаще всего оста-
ются вне поля зрения археолога, историка, искусствоведа, архитектора, так как не несут на себе отчетливо выраженных от-
печатков человеческой деятельности. В глазах современного человека, даже в глазах ученого они не представляют сущест-
венной ценности и он их не замечает, особенно в тех местах, где крупные камни не являются редкостью: на каменистых бе-
регах морей, озер, рек и ручьев, в горах, в местах выхода горных пород, на моренных равнинах.
Алтарный камень характерен своей плоской, горизонтальной или слегка наклонной поверхностью. В середине нее
обычно находится естественная или специально выбитая неглубокая выемка для жертвоприношения. Иногда выемка имеет
естественный или выбитый желобок для стока жертвенных возлияний.
Желобок обычно ориентирован на предмет поклонения. Чаще всего он направлен на ту сторону света, которая в данной
культуре соотносится с верхом, с небом, с божеством. В древности у многих индоевропейцев, а в Индии и в наше время,
жертвенный желобок алтаря часто ориентирован на север. Слово «уттар» в санскрите означает и «север», и «верх». В чело-
веческом сознании север естественно соотносится с Полярной звездой, зримо фиксирующей небесный конец оси, вокруг
которой вращается вся видимая ночная Вселенная. Встречаются желобки, ориентированные на Солнце: чаще на восход, ре-
же на закат. В северных широтах, где солнце даже летом стоит низко, встречаются алтарные желобки, ориентированные на
полдень, т.е. на обозначенный высшей точкой стояния солнца «верх», зенит.
На Среднерусской равнине, на севере и северо-западе России природные камни, чтившиеся как алтарные, прослежива-
ются до IV тысячелетия до н.э. В более позднее время алтарные камни устанавливаются самими людьми и иногда подверга-
ются грубой обработке. Алтарной плите придается все более правильная – прямоугольная форма. Постепенно намечается и
развитие алтаря по вертикали.
Непал. Древний
алтарный камень
сохранен в маленьком
уличном святилище
Испания. Аркобриг.
Жертвенный камень
с выемкой
Непал. Уличный
алтарь (алтарный
камень) с желобком
для стока жертвенных
возлияний
Алтарный камень изначально служил земным основанием мировой оси, верхний конец которой отмечался в зените, со-
относимом днем с точкой полуденного стояния солнца, а ночью – с Полярной звездой. По естественной логике древнего че-
ловека, алтарный камень как ключевой элемент Вселенной, служащий основанием axis mundi, должен был представлять на
земле всю мировую ось, а следовательно, и все мироздание. Уже на очень ранней стадии начинает проявляться внутренняя
логика зодчества, внутренняя неосознанная логика всякого творения, по которой каждая деталь здания так или иначе должна
представлять все здание в целом. Алтарный камень, как важнейшая для людей нижняя опора вселенской оси, рано или позд-
но должен был зримо представить на земле все миро-здание.
Так постепенно в структуре алтаря начинает проявляться трехчастное по вертикали здание Вселенной. В алтарях
«кров» и «основание» доминируют над собственно «домом», а «дом» первоначально представляется простым желобком ме-
жду ними. Со временем каменные монолиты получают все более и более глубокую опояску-выемку. Рукотворные алтари
начинают сооружать из трех частей: плоской плиты основания, кубоватого камня и плоской плиты завершения – собственно
жертвенника.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »