ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Интересна в этом отношении тема женщины-вселенной в русской вышивке. В центре вышивок различных эпох практи-
чески всегда расположена орнаментальная интерпретация женской фигуры, которую можно определить как «мать-
вселенная», или «рожаница». Вертикальная структура такой фигуры принципиально подобна структуре алтаря, то есть
структуре архаического мироздания.
Подобную картину мы наблюдаем и в ковроткачестве, в росписи по керамике и ткани у многих евразийских народов. В
тибетских и китайских иконических росписях по ткани фигура «матери-вселенной» приобретает черты мандалы – принци-
пиального изображения проекта миро-здания.
В самом процессе архи-тектонического (перво-созидательного) творения мироздания, осуществленном в конкретном,
вполне земном сооружении в алтаре, достаточно отчетливо проявляется логика развития индоевропейских мифологических
систем. Первоначальная главенствующая роль в общеиндоевропейском пантеоне божества, имя которого реконструируется
как Дьяус-Пита (Небо-Отец), соотносится со стадией, на которой алтарный камень служил центром пространства обитаемой
местности, помещенным под центром неба – зенитом.
Тема 2
ЧЕЛОВЕК И АЛТАРЬ В ПРОСТРАНСТВЕ БЫТИЯ
1. Архитектурные метафоры картин мира и место в них человека и природы.
2. Алтари и святилища как символ целостности и осмысленности жизни.
3. Алтарный камень как отражение вертикальной символики Вселенной.
1. Проблема человека, его места в мире непосредственно связана с темой пространства и времени. Древнеиндийские
«Упанишады» источником нашего мира называют пространство. По Фалесу, пространство – больше всего, ибо оно вмещает
все. По вертикали наш мир троичен. Но эта общепринятая троичность в разное время понималась по-разному. Каждое живое
существо, а человек особенно, возникая и развиваясь в пространстве, распространяется вовне от самого себя, от своего внут-
реннего центра. Где бы ни находился человек, он всегда может определить «верх» и «низ» относительно самого себя. Себя
самого человек, с присущим ему естественным эго-центризмом, помещает в центр. Изначальный, естественный принцип
пространственной ориентации, присущий ранним стадиям онтогенеза и филогенеза, постепенно становится важной катего-
рией мировоззрения.
Идея эгоцентричности в отношениях с природой начала утверждаться в неолите, в период становления производящего
хозяйства, с возникновением у человека ощущения своего приоритета в природе и кажущейся независимости от нее. Она
активно развивалась в Античности и приобрела полное господство в эпоху Ренессанса. Именно тогда простейшее детское
ощущение окружающего мира окончательно переросло в мировоззренческий принцип, присущий современной цивилизации,
и превратилось в устойчивое бытовое представление о человеке как центре Вселенной.
В быту европейских народов под влиянием относительно поздних религиозных положений о рае, земной жизни и аде
утвердилось представление о трех мирах: небесном, земном и подземном. Человек оказался центром земного мира, а земной
мир – центром Вселенной. Самоуверенный «ученый» человек Запада без особых раздумий, от себя, от центра пространства и
времени проецировал это расхожее представление в глубину истории, произвольно наделял им своих далеких предков. Раз-
личными вариантами этого «бытового» представления до сих пор наполнена современная наука.
Древняя конструкция Вселенной
Соответственно этому представлению в теории архитектуры стали истолковывать вертикальную структуру здания.
Крыша и карниз стали соотноситься с небосводом, само здание – с земным миром, его основание, цоколь – с миром подзем-
ным. Это относительно позднее представление автоматически переносилось на архитектурные памятники предшествующих
эпох. Его преодоление, вхождение в мир архаических представлений, который запечатлен в памятниках и все еще живет в
бессознательном человеческой культуры, требует значительных усилий.
В уютном по бытовому мире, априорно принимая себя за его центр, человек чувствует себя весьма комфортабельно. Но
вместе с тем он не перестает ощущать некую дисгармонию, отсутствие целостности мировосприятия. Помещая себя в центр
пространства жизнедеятельности, в центр непосредственно воспринимаемого мира, человек теряет возможность ориентации
в пространстве природы. Приведем простейшую аналогию.
Болезненно сохраняя свое весьма условное главенствующее положение в пространстве природы, человек утрачивает
свободу ориентации, свободу передвижения и в целом свободу действия. Ему очень не хочется покидать самую значимую,
главенствующую точку природного пространства. Но и постоянное нахождение в ней теряет смысл. Так же, как не имеет
смысла жизнь или даже сколь-нибудь длительное пребывание на самой «главной», самой высокой точке планеты – на горе
Эверест, которую тибетцы называют Джоммолунгмой, а индийцы – Сагарматхой.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »