Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Реальное внутреннее пространство возникает в процессе эволюции алтаря на этапе превращения его в храм. Но, тем не
менее, внутреннее пространство всегда подразумевается и проявляется символически или изобразительно на фасадах алтаря,
ступы, храма.
Следы древних сооружений, близких по своей архитектонике к ступе, встречаются в целом ряде культур индоевропей-
ского ареала. Ни одно из них полностью не сохранилось. Верхние части разрушены и судить об их общей структуре можно
только по основанию, по характеру обрушения и результатам археологических раскопок.
Если сопоставить как археологические памятники этрусские «курганы» VII в. до н.э. и непальские ступы, относимые ко
времени Ашоки (III в. до н.э.), то обнаруживаются прямые аналогии. И там и здесь некогда яйцевидное тело (анда), соору-
женное из сырцового кирпича или земли, возлежит на облицованном камнем цоколе, имеющем отчетливо выраженный ал-
тарный профиль. Характер эрозии самого яйцевидного тела принципиально одинаков. Эти и некоторые другие косвенные
данные позволяют пойти дальше и предположить, что на этрусских «курганах» первоначально стояли каменные кубические
хармики с расширяющимся кверху завершением.
Универсальный характер образа ступы как мироздания подтверждается целым рядом дошедших до нас изображений.
На мозаике церкви св. Пуденциана в Риме за спиной Христа, восседающего на троне, высится сооружение, по-видимому,
представляющее Голгофу (Gilgeiles-Gogal от древнееврейского «череп», «лобное место», что определенно указывает на ча-
шу). По своей структуре это сооружение очень похоже на ступу: пораболический анда, на нем кубоватый хармика, увенчан-
ный рогатой чашей небесных вод, из которой верх произрастает крест. В Москве на Красной площади, перед собором Васи-
лия Блаженного, священная гора Голгофаместо распятия и упокоения Спасителяпредставлена как Лобное место.
На старинном китайском рисунке изображена могила Конфуция, которая очень похожа на ступу чайтьи в Карли: яйце-
видный анда вознесен на высокий алтарный постамент. Во всех трех случаях изображение главного мемориала в память
упокоения Великого Учителя: Будды, Конфуция, Христа, каждый из которых со временем был преобразован в верховного
бога, представляет собою архаическое мироздание. Все три памятника отображают ту стадию развития архаических пред-
ставлений о Вселенной, на которой Земляэтот мир») виделась круглой, а Неботот мир») – квадратным, «правильным».
Человексущество квадратное, так как перед ним открывается трехмерность пространства бытия, выраженное осью
координат. Поэтому прямой угол в человеческом сознании фиксируется как «правильный» угол. В неолите, в процессе ста-
новления производящего хозяйства, начинает преобладать прямоугольное в плане жилище, а также прямоугольные дворы.
Стараясь оправдать «свыше» не существующее нигде в природе нововведение, человек укореняет его на небе, придает небу
«правильную», квадратную форму. Квадратный в плане храмовый алтарь как основание «мировой оси» и как модель миро-
здания утверждает на земле небесную «квадратность», «правильность». Квадратное небо в ведической алтарной системе и
позднее в буддийском ступе свидетельствуют об очень раннем происхождении и исторической устойчивости такого пред-
ставления.
В некоторых случаях эта небесная «квадратность» представляется изначальной и даже до-тварной.
В квадратном каменном бассейне святилища Буддханилакантха на свившемся кольцами змее Шешу, в первичных не-
бесных водах покоится бог ВишнуОни увидали того владыку, творца, изначального Пурушу, Белого, сияющего, как чис-
тая луна, пребывающего в образе Анируддхи, Вновь бесконечно могучего, погруженного в грезы йоги, (Лежащего) на ложе,
соответствующем его величию, распростертом на водах, (Образованном) кольцами змея; венцом лучей окруженный, Пламе-
неющий, он пребывал в незапятнанной саттве». Махабхарата. Нараяния).
В правой руке егоцитронсемя будущего мира. Из пупа его в будущем прорастет Лотос с богом Брахмой, ответст-
венным за развертывание Вселенной. Это один из редких случаев откровенного изобразительного представления в архитек-
туре еще не родившегося мира. В уникальном непальском святилище Буддханилакантха мир еще не родился. Он только гря-
дет.
Алтари с прямоугольными каменными чашами, в которых возлежит спящий ребенок Вишну, – нередкая принадлеж-
ность посвященных ему храмов. Дрона ступы в Санчиквадратное корыто, бассейн в миниатюре. В вишнуизме Будда кано-
низирован как одна из последних ипостасей (аватар) Вишну. Самая первая аватара Вишну матсья (рыба) прямо указывает на
его водную природуВоду называют «Нара», это я дал ей имя, но ведь водаместо, где я пребываю, оттого и зовусь я На-
раяна». Махабхарата, Араньякапарва 1873).
В придунайском мезолитическом поселении Лепенски Вир и в горах Армении, в Северной Монголии сохранились ог-
ромные каменные монументырыбы, некогда вместе с дождем «упавшие с неба», из первичных вод. В раннем христианстве
небесная принадлежность Спасителя подтверждалась символом рыбы. На некоторых византийских мозаиках облака-рыбы
изображены плавающими в небесном океане над головой Христа. Рыбы фигурируют и в буддизме Махаяны, указывая на
небесное, водное происхождение верховного божества.
3. Архаические сооружения суть воплотившиеся в архитектуре представления о временном «круглом» прибежище че-
ловека и его тела, об окончательном его пристанище на квадратном, «правильном», изначально справедливом и некогда «во-
человеченном» небе. В христианских храмах и в круглых, «земных» баптистериях», предназначенных для крещения ново-
рожденных и вновь обращенных, устроены купели, квадратные в плане или крестообразные, врезанные в квадратное осно-
вание. Символ высшей сакральности в христианствекрест полагается в план чаши небесных вод как принцип будущего
развертывания праведного мира.
Эти представления о мироздании скорей всего формировались в процессе неолитической революции, когда человек пы-
тался утвердить себя на земле и во Вселенной, реализуя в архитектуре присущую именно ему прямоугольную, «правиль-
ную» форму. Они неоднократно вновь возникали в его сознании и так или иначе проявлялись в архитектуре на стадиях, ко-
гда в культуре возникала потребность утверждения на небе антропоморфных богов, когда человеческие законы было необ-
ходимо утвердить на небе и тем самым обеспечить их правомочность на земле, когда небесный Чертог, Храм, Град должен
был стать прообразом и даже прямым эталоном земного дворца, храма, города.