ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
2 Рымарь Н .Т . Проблематизация художественных форм в 20-е годы ХХ века /
Н .Т .Рымарь // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века: К 70-
лелию проф . В .П .Скобелева : сб . ст. - Самара: Самарский гос. ун - т , 2001. -
С . 16-27.
3 Скобелев В .П . Масса и личность в русской литературе 20-х гг. /
В .П .Скобелев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. - 341 с.
4. Концепция личности
в пьесе Вс .Вишневского “Оптимистическая трагедия”.
Пьеса Вс.Вишневского (1934 г.) - яркий пример драматургии 30-х гг.
ХХ века. Героико-революционная по проблематике, по стилистике она , несо-
мненно, является пьесой модернистского театра. В основе ее сюжета одно-
значный конфликт, исход которого предрешен (противостояние анархистов и
большевиков в лице женщины - Комиссара). Система персонажей жестко
структурирована , действующие лица , представляющие ту или иную позицию,
зачастую не имеют имен. Исключение здесь составляют матрос Алексей и
финн Вайнонен, которые становятся объектами приложения воспитательных
усилий Комиссара: от выбора той социальной прослойки, который она пред-
ставляют, во многом зависит направление исторического развития.
Авторская тенденциозность зафиксирована в ремарках, которые могут
прочитываться и анализироваться как самостоятельный художественный
текст орнаментального толка. Здесь можно обозначить специфический хро-
нотоп, активное музыкальное начало, обилие тропов и фигур . Как носители
авторского голоса выступают в тексте Первый и Второй , адресующие дейст-
вие пьесы потомкам. Драме Вс.Вишневского присуща публицистичность, она
ориентирована на непосредственное участие зрительской аудитории и, в ко-
нечном итоге, должна превратиться в митинг (вспомним, что приемы агита -
ционного театра использовал также В .Маяковский в “Мистерии-буфф”). По-
становка пьесы была осуществлена А . Таировым в Камерном театре.
Вопросы по теме
1 Новаторские элементы в драматургии В.Вишневского: особенности дейст-
вия в пьесе “Оптимистическая трагедия” , обозначение места и времени со-
бытий. Роль ведущих и ремарок в сюжете .
2 Особенности психологизма пьесы (мотивировка поведения героев, частное
и общее в характеристике персонажей ). Структурированность системы
персонажей .
3 Оксюморонный характер названия, его идейная нагруженность, связь с фи-
налом пьесы .
4 Способы выражения авторской позиции. Идея текста .
Основная литература
1. Журчева О . В . Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века:
Учебное пособие / О .В .Журчева . – Самара, 2001. – 298 с.
9 2 Ры марьН .Т . П роблемати заци ях удожественны х ф орм в 20-е годы Х Х век а / Н .Т .Ры марь// Х удожественны й язы к ли тературы 20-х годов Х Х век а: К 70- лели ю проф . В .П .С к обелева: сб. ст. - С амара: С амарск и й гос. ун-т, 2001. - С . 16-27. 3 С к обелев В .П . М асса и ли чность в русск ой ли тературе 20-х гг. / В .П .С к обелев. - В оронеж: И зд-во В Г У , 1982. - 341 с. 4. Кон це пци я л и чн ос ти в пье с е Вс .Ви ш н е вс к ого “О пти м и с ти че с к ая траге ди я ”. П ьеса В с.В и ш невск ого (1934 г.) - ярк и й при мер драматурги и 30-х гг. Х Х век а. Г ерои к о-револю ци онная по проблемати к е, по сти ли сти к е она, несо- мненно, является пьесой модерни стск ого театра. В основе ее сю жета одно- значны й к онф ли к т, и сх од к оторого предреш ен (проти востояни е анарх и стов и больш еви к ов в ли це женщ и ны -Коми ссара). С и стема персонажей жестк о струк тури рована, действую щ и е ли ца, представляю щ и е туи ли и ную пози ци ю , зачастую не и мею т и мен. И ск лю чени е здесьсоставляю т матрос Алек сей и ф и нн В айнонен, к оторы е становятся объ ек тами при ложени я воспи тательны х уси ли й К оми ссара: от вы бора той соци альной прослойк и , к оторы й она пред- ставляю т, во многом зави си тнаправлени е и стори ческ ого разви ти я. Авторск ая тенденци озностьзаф и к си рована в ремарк ах , к оторы е могут прочи ты ваться и анали зи роваться к ак самостоятельны й х удожественны й тек ст орнаментального толк а. Здесьможно обозначи тьспеци ф и ческ и й х ро- нотоп, ак ти вное музы к альное начало, оби ли е тропов и ф и гур. К ак носи тели авторск ого голоса вы ступаю т в тек сте П ервы й и В торой, адресую щ и е дейст- ви е пьесы потомк ам. Д раме В с.В и ш невск ого при сущ а публи ци сти чность, она ори енти рована на непосредственное участи е зри тельск ой ауди тори и и , в к о- нечном и тоге, должна преврати ться в ми ти нг (вспомни м, что при емы аги та- ци онного театра и спользовал так же В .М аяк овск и й в “М и стери и -буф ф ” ). П о- становк а пьесы бы ла осущ ествлена А.Т аи ровы м в К амерном театре. Вопрос ы по те м е 1 Н оваторск и е э лементы в драматурги и В .В и ш невск ого: особенности дейст- ви я в пьесе “О пти ми сти ческ ая трагеди я” , обозначени е места и времени со- бы ти й. Рольведущ и х и ремарок в сю жете. 2 О собенности пси х ологи зма пьесы (моти ви ровк а поведени я героев, частное и общ ее в х арак тери сти к е персонажей). С трук тури рованность си стемы персонажей. 3 О к сю моронны й х арак тер названи я, его и дейнаянагруженность, связьсф и - налом пьесы . 4 С пособы вы ражени яавторск ой пози ци и . И деятек ста. О с н овн ая л и те ратура 1. Ж урчева О .В . Ж анровы е и сти левы е тенденци и в драматурги и Х Х век а: У чебное пособи е / О .В .Ж урчева. – С амара, 2001. – 298 с.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »