История русской литературы XX века (1920-1930-е гг.). Тернова Т.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
Основная литература
1 Карабчиевский Ю . Воскресение Маяковского / Ю .Карабчиевский. - М .:
Академ . прокт, 1999. 518 с.
2 Кацис Л.Ф . Вл.Маяковский в интеллектуальном контексте эпохи /
Л .Ф .Кацис. - М .: Языки русской культуры , 2000. - 775 с.
Дополнительная литература
1 Кормилов С . И . Вл.Маяковский / С .И .Кормилов. - М .: МГУ, 1998. - 125 с.
2 Михайлов А. А . Жизнь Маяковского /А.А.Михайлов.. М .: Центрполиграф ,
2001. 554 с.
3 Спивак Р.С. Русская философская лирика, 1910-е годы . И .Бунин, А.Блок ,
В .Маяковский: Уч. пос. / Р.С .Спивак. - М .: Флинта : Наука, 2005. - 408 с.
4. Субботин А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра / А.С .Субботин. - М .,
1986.
6. Человек и земля
(О.Мандельштам . Воронежские тетради”).
Цикл Воронежские тетради”, созданный О.Мандельштамом в 1934-
1937 гг. в воронежской ссылке, - трехчастное произведение, в котором можно
проследить развитие ключевых тем и мотивов. Главная из них - тема свобо-
ды , означенная через образ чернозема (см . одноименное стихотворение в пер-
вой части цикла ). О парадоксальной связанности ощущений свободы и пре-
допределенности О . Мандельштам писал: ...всю жизнь заставляли писать го-
товые вещи, а Воронеж принес, может быть, впервые открытую новизну и
прямоту” . Как высокий художественный результат оценила Воронежские
тетради” и А.Ахматова , утверждавшая, что О . Мандельштам “В ссылке про-
должает писать вещи неизреченной красоты и мощи”. Тема свободы / несво -
боды в Воронежских- тетрадях” О .Мандельштама включена в широкий ас-
социативный ряд и как бы зарифмована с судьбой русских поэтов (Кольцова ),
народа (см . стих Где связанный и пригвожденный стон..., Не у меня, не у
тебя - у них...), мировой культуры (Кувшин” , Флейты греческой тэта и йо-
та ..., Гончарами велик остров синий...).
Вопросы по теме
1 История создания цикла . Его структура, смысловые центры каждой из Во-
ронежский тетрадей”. Внутренняя логика цикла .
2 Стихотворение Чернозем”. Проблема выбора и предопределенности в
судьбе поэта (Щегол” , Мой щегол” ).
3 Образ тени , раздвоенность лирического героя, его отношения к реальности
и онтологии (“Я нынче в паутине световой ... и др .).
4 Тема культуры в Воронежских тетрадях” (Кувшин” , Флейты греческой
тэта и йота ..., Гончарами велик остров синий...).
Основная литература
1 Гаспаров М . Л . О русской поэзии: Анализы . Интерпретации. Характеристи -
ки / М .Л .Гаспаров. - СПб.: Азбука, 2001. - 476 с.
                                           11

                                   О с н овн ая л и те ратура
1 К арабчи евск и й Ю . В оск ресени е М аяк овск ого / Ю .К арабчи евск и й. - М .:
   Ак адем. прок т, 1999. – 518 с.
2 К аци с Л .Ф . В л.М аяк овск и й в и нтеллек туальном к онтек сте э пох и /
   Л .Ф .К аци с. - М .: Я зы к и русск ой к ультуры , 2000. - 775 с.
                              Допол н и те л ьн ая л и те ратура
1 К орми лов С .И . В л.М аяк овск и й / С .И .К орми лов. - М .: М Г У , 1998. - 125 с.
2 М и х айлов А.А. Ж и зньМ аяк овск ого /А.А.М и х айлов.. – М .: Ц ентрполи граф ,
   2001. – 554 с.
3 С пи вак Р.С . Русск аяф и лософ ск аяли ри к а, 1910-е годы . И .Буни н, А.Блок ,
   В .М аяк овск и й: У ч. пос. / Р.С .С пи вак . - М .: Ф ли нта: Н аук а, 2005. - 408 с.
4. С убботи н А.С . М аяк овск и й: С к возьпри змужанра / А.С .С убботи н. - М .,
1986.
                                     6. Че л ове к и зе м л я
                     (О .М ан дел ьш там . “Ворон е жс к и е те тради ”).
         Ц и к л “В оронежск и е тетради ” , созданны й О .М андельш тамом в 1934-
1937 гг. в воронежск ой ссы лк е, - трех частное прои зведени е, в к отором можно
проследи тьразви ти е к лю чевы х тем и моти вов. Г лавная и з ни х - тема свобо-
ды , означеннаячерез образ чернозема (см. однои менное сти х отворени е в пер-
вой части ци к ла). О парадок сальной связанности ощ ущ ени й свободы и пре-
допределенности О .М андельш там пи сал: “...всю жи зньзаставляли пи сатьго-
товы е вещ и , а В оронеж при нес, может бы ть, впервы е отк ры тую нови знуи
прямоту”. К ак вы сок и й х удожественны й результат оцени ла “В оронежск и е
тетради ” и А.Ах матова, утверждавш ая, что О .М андельш там “В ссы лк е про-
должает пи сатьвещ и неи зреченной к расоты и мощ и ” . Т ема свободы / несво-
боды в “В оронежск и х - тетрадях ” О .М андельш тама вк лю чена в ш и рок и й ас-
соци ати вны й ряд и к ак бы зари ф мована ссудьбой русск и х поэ тов (К ольцова),
народа (см. сти х “Г де связанны й и при гвожденны й стон...” , “Н е уменя, не у
тебя- уни х ...” ), ми ровой к ультуры (“К увш и н” , “Ф лейты греческ ой тэ та и йо-
та...” , “Г ончарами вели к остров си ни й...” ).
                                      Вопрос ы по те м е
1 И стори ясоздани яци к ла. Е го струк тура, смы словы е центры к аждой и з “В о-
   ронежск и й тетрадей” . В нутренняялоги к а ци к ла.
2 С ти х отворени е “Ч ернозем” . П роблема вы бора и предопределенности в
   судьбе поэ та (“Щ егол” , “М ой щ егол” ).
3 О браз тени , раздвоенностьли ри ческ ого героя, его отнош ени я к реальности
   и онтологи и (“Я ны нче в паути не световой...” и др.).
4 Т ема к ультуры в “В оронежск и х тетрадях ” (“К увш и н” , “Ф лейты греческ ой
   тэ та и йота...” , “Г ончарами вели к остров си ни й...” ).
                                   О с н овн ая л и те ратура
1 Г аспаров М .Л . О русск ой поэ зи и : Анали зы . И нтерпретаци и . Х арак тери сти -
   к и / М .Л .Г аспаров. - С П б.: Азбук а, 2001. - 476 с.