ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди литературных течений первой трети ХХ века едва ли можно найти
более противоречивое, чем футуризм. При общем посыле – желании отразить дух
нового времени, приобретшего новое качество – динамизм – принципиально раз-
личны программы западноевропейского (итальянского) и русского футуризма , за-
явленные в “Манифест футуризма” Ф .Т .Маринетти (1909) и первой декларации
русских футуристов “Пощечина общественному вкусу” (1912). Так, несовпадаю -
щим оказывается ответ на главный вопрос о сфере реализации футуристического
проекта переустроенного будущего: русский футуризм замыкается в сфере эстети-
ки , итальянский ориентирован на социальную среду.
Соответственно различается и их отношение к прошлому, отрицаемому
итальянцами как прошлое социума , породившего ложную , устаревшую систему
эстетических норм и позиций. Для русских футуристов , напротив, на первый план
в этой схеме выходит культура: отрицаемой оказывается эстетическая позиция
символистов и классических реалистов , не только отразивших, но и во многом
породивших, по мнению футуристов , ложный образ мира. – сглаженный, лишен -
ный присущих ему диссонирующих противоречий. Давнопрошедшее, то пред -
ставление о мире, которое несет доклассическое искусство, напротив, восприни-
мается русскими футуристами как подлинное, эталонное. И в этом смысле у каж -
дого из них свои приоритеты: Д .Бурлюк обращается к искусству древней Мексики
и Полинезии, В .Хлебников предпринимает попытки реконструировать общесла-
вянское слово и пр .
Внутренне противоречива программа русского футуризма как на уровне ин -
дивидуальных его представителей, так и составляющих поток футуристического
движения групп, основными из которых являются “Гилея” (кубофутуристы),
“Эго” (эгофутуристы), “Мезонин поэзии”, “Центрифуга”. Программы русских фу-
туристических групп неэквивалентны ни по числу явленных читателю манифе-
стов , ни по блоку затронутых вопросов . Наиболее развернута позиция , заявленная
в декларациях группы кубофутуристов - центральной в русском футуристическом
движении.
Уже в первом своем публичном выступлении, манифесте “Пощечина обще-
ственному вкусу” (1912), группа обозначила ключевые позиции, разводящие ее с
итальянским вариантом футуризма . В их числе установка на эпатаж – эстетиче-
ская реакция на мир, антиэстетизм, дифференцированное отношение к прошлому,
необходимость активной индивидуальной работы со словом как миропреобразо-
вательным началом. Второй манифест кубофутуристов , опубликованный в составе
сборника “Садок судей II” (1913), детализировал программу группы и носил в из-
вестной мере технический характер , обозначая избранные кубофутуристами спо-
собы работы со словом.
Несмотря на сложившееся в литературоведении советского периода пред -
ставление, футуризм вряд ли можно назвать факультативным течением. Одно из
3 П О Я СН И Т Е Л Ь Н А Я ЗА П И СК А Ср ед и лит ер ат ур н ых т ечен ий пер вой т р ет и Х Х века ед ва ли мож н о н айт и более пр от ивор ечивое, чем фут ур изм. П р и общ ем посыле – ж елан ии от р азит ь д ух н овог о вр емен и, пр иобр ет ш ег о н овое качест во – д ин амизм– пр ин ципиальн о р аз- личн ы пр ог р аммы запад н оевр опейског о (ит алья н ског о) и р усског о фут ур изма, за- я влен н ые в “М ан ифест фут ур изма” Ф .Т .М ар ин ет т и (1909) и пер вой д еклар ации р усских фут ур ист ов “П ощ ечин а общ ест вен н ому вкусу” (1912). Т ак, н есовпад аю - щ им оказывает ся от вет н а г лавн ый вопр ос о сфер е р еализации фут ур ист ическог о пр оект а пер еуст р оен н ог о буд ущ ег о: р усский фут ур измзамыкает ся в сфер е эст ет и- ки, ит алья н ский ор иен т ир ован н а социальн ую ср ед у. Соот вет ст вен н о р азличает ся и их от н ош ен ие к пр ош лому, от р ицаемому ит алья н цами как пр ош лое социума, пор од ивш ег о лож н ую , уст ар евш ую сист ему эст ет ических н ор ми позиций. Д ля р усских фут ур ист ов, н апр от ив, н а пер вый план в эт ой схеме выход ит культ ур а: от р ицаемой оказывает ся эст ет ическая позиция символист ов и классических р еалист ов, н е т олько от р азивш их, н о и во мн ог ом пор од ивш их, по мн ен ию фут ур ист ов, лож н ый обр аз мир а. – сг лаж ен н ый, лиш ен - н ый пр исущ их ему д иссон ир ую щ их пр от ивор ечий. Д авн опр ош ед ш ее, т о пр ед - ст авлен ие о мир е, кот ор ое н есет д оклассическое искусст во, н апр от ив, воспр ин и- мает ся р усскими фут ур ист ами как под лин н ое, эт алон н ое. И в эт ом смысле у каж - д ог о из н их свои пр иор ит ет ы: Д .Бур лю к обр ащ ает ся к искусст вуд р евн ей М ексики и П олин езии, В .Х лебн иков пр ед пр ин имает попыт ки р екон ст р уир оват ь общ есла- вя н ское слово и пр . В н ут р ен н е пр от ивор ечива пр ог р амма р усског о фут ур изма как н а ур овн е ин - д ивид уальн ых ег о пр ед ст авит елей, т ак и сост авля ю щ их пот ок фут ур ист ическог о д виж ен ия г р упп, осн овн ыми из кот ор ых я вля ю т ся “Гилея ” (кубофут ур ист ы), “Э г о” (эг офут ур ист ы), “М езон ин поэзии”, “Ц ен т р ифуг а”. П р ог р аммы р усских фу- т ур ист ических г р упп н еэквивален т н ы н и по числу я влен н ых чит ат елю ман ифе- ст ов, н и по блокузат р он ут ых вопр осов. Н аиболее р азвер н ут а позиция , зая влен н ая в д еклар ация х г р уппы кубофут ур ист ов - цен т р альн ой в р усском фут ур ист ическом д виж ен ии. У ж е в пер вом своем публичн ом выст уплен ии, ман ифест е “П ощ ечин а общ е- ст вен н ому вкусу” (1912), г р уппа обозн ачила клю чевые позиции, р азвод я щ ие ее с ит алья н ским вар иан т ом фут ур изма. В их числе уст ан овка н а эпат аж – эст ет иче- ская р еакция н а мир , ан т иэст ет изм, д иффер ен цир ован н ое от н ош ен ие к пр ош лому, н еобход имост ь акт ивн ой ин д ивид уальн ой р абот ы со словом как мир опр еобр азо- ват ельн ымн ачалом. В т ор ой ман ифест кубофут ур ист ов, опубликован н ый в сост аве сбор н ика “Сад ок суд ей II”(1913), д ет ализир овал пр ог р амму г р уппы и н осил в из- вест н ой мер е т ехн ический хар акт ер , обозн ачая избр ан н ые кубофут ур ист ами спо- собы р абот ы со словом. Н есмот р я н а слож ивш ееся в лит ер ат ур овед ен ии совет ског о пер иод а пр ед - ст авлен ие, фут ур изм вр я д ли мож н о н азват ь факульт ат ивн ым т ечен ием. О д н о из