ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
ленную в “Зверинце”, “Трубе марсиан” и др. статьях, мы соотносим с авангардиз-
мом как этапом развития искусства. Такая включенность футуризма в динамиче-
скую картину развития искусства позволяет под новым углом зрения увидеть и
оценить сделанное футуризмом в искусстве первой трети ХХ века. Оно не в дос-
тигнутых результатах , не в эстетических достижениях его представителей , а в са-
мом поиске нового взгляда на мир .
Отрицающий, эпатажно ниспровергающий традицию , футуризм генетиче-
ски связан со своим прямым предшественником - символизмом. И не только по-
тому, что фрагменты стихотворений В .Брюсова и А .Белого становились в футу-
ризме объектами пародийной стилизации (вспомним стихотворения Д .Бурлюка,
статьи А . Крученых). Футуристы пересматривают символистскую схему мироуст -
ройства, предпочитая “Землю” бездушному, “мертвому” , по определению
Д .Бурлюка, “Небу”. Они объявляют Человека самодостаточным, не нуждающимся
в поддержке свыше, способным конструировать будущее по собственным схемам
(см. поэму В . Хлебникова “Ладомир”, “Мистерию -буфф” В .Маяковского). Таким
образом, футуристы, как и символисты, выступают как жизнетворцы , однако цели
и способы футуристического мифотворчества оказываются иными , чем у симво-
листов .
Генетически связан футуризм и со своим прямым последователем - имажи-
низмом, зародившимся в недрах московской футуристической группы “Мезонин
поэзии”. Показателен и тот факт , что имажинисты пытались привлечь к деятель-
ности своего литературного объединения В .Хлебникова, титуловав его в качестве
Председателя Земного Шара (1921).
Таким образом, обращение к футуризму прямо или косвенно позволяет го-
ворить о направлениях развития литературы ХХ века в целом, сосредотачиваясь
на том ее потоке, развитие которого идет параллельно реалистическому.
Итак, цели и задачи спецкурса “Русский футуризм” - выяснить специфику
русского футуризма в соотнесении с западным, поговорить об инвариантах общей
футуристической доктрины в футуристических группах и творчестве литераторов -
футуристов , прочертить связи футуризма как теории и практики с литературой ХХ
века в целом.
Материалы к спецкурсу “Русский футуризм” содержат не только программу
лекционного курса, но и предлагают конкретные поэтические тексты для анализа
в аудитории. В список литературы включены основные манифесты и декларации
русских футуристических групп, художественные тексты, мемуары, позволяющие
составить представление об эпохе.
Вопросы для самопроверки сгруппированы вокруг основного круга обсуж -
даемых в ходе спецкурса “Русский футуризм” проблем развития литературы пер -
вой трети ХХ века. Работа в рамках спецкурса может быть продолжена в курсо-
вых исследованиях, темы которых включены в “Материалы к спецкурсу “Русский
футуризм” .
5 лен н ую в “Звер ин це”, “Т р убе мар сиан ”и д р . ст ат ья х, мы соот н осим с аван г ар д из- мом как эт апом р азвит ия искусст ва. Т акая вклю чен н ост ь фут ур изма в д ин амиче- скую кар т ин у р азвит ия искусст ва позволя ет под н овым уг лом зр ен ия увид ет ь и оцен ит ь сд елан н ое фут ур измом в искусст ве пер вой т р ет и Х Х века. О н о н е в д ос- т иг н ут ых р езульт ат ах, н е в эст ет ических д ост иж ен ия х ег о пр ед ст авит елей, а в са- момпоиске н овог о взг ля д а н а мир . О т р ицаю щ ий, эпат аж н о н испр овер г аю щ ий т р ад ицию , фут ур изм г ен ет иче- ски свя зан со своим пр я мым пр ед ш ест вен н иком - символизмом. И н е т олько по- т ому, чт о фр аг мен т ы ст ихот вор ен ий В .Бр ю сова и А .Белог о ст ан овились в фут у- р изме объект ами пар од ийн ой ст илизации (вспомн им ст ихот вор ен ия Д .Бур лю ка, ст ат ьи А .К р учен ых). Ф ут ур ист ы пер есмат р иваю т символист скую схему мир оуст - р ойст ва, пр ед почит ая “Землю ” безд уш н ому, “мер т вому”, по опр ед елен ию Д .Бур лю ка, “Н ебу”. О н и объя вля ю т Человека самод ост ат очн ым, н е н уж д аю щ имся в под д ер ж ке свыш е, способн ым кон ст р уир оват ь буд ущ ее по собст вен н ым схемам (см. поэму В .Х лебн икова “Л ад омир ”, “М ист ер ию -буфф” В .М ая ковског о). Т аким обр азом, фут ур ист ы, как и символист ы, выст упаю т как ж изн ет вор цы, од н ако цели и способы фут ур ист ическог о мифот вор чест ва оказываю т ся ин ыми, чем у симво- лист ов. Ген ет ически свя зан фут ур изм и со своим пр я мым послед оват елем - имаж и- н измом, зар од ивш имся в н ед р ах московской фут ур ист ической г р уппы “М езон ин поэзии”. П оказат елен и т от факт , чт о имаж ин ист ы пыт ались пр ивлечь к д ея т ель- н ост и своег о лит ер ат ур н ог о объед ин ен ия В .Х лебн икова, т ит уловав ег о в качест ве П р ед сед ат еля Земн ог о Ш ар а (1921). Т аким обр азом, обр ащ ен ие к фут ур изму пр я мо или косвен н о позволя ет г о- вор ит ь о н апр авлен ия х р азвит ия лит ер ат ур ы Х Х века в целом, соср ед от ачивая сь н а т омеепот оке, р азвит ие кот ор ог о ид ет пар аллельн о р еалист ическому. И т ак, цели и зад ачи спецкур са “Русский фут ур изм” - выя сн ит ь специфику р усског о фут ур изма в соот н есен ии с запад н ым, пог овор ит ь обин вар иан т ах общ ей фут ур ист ической д окт р ин ы в фут ур ист ических г р уппах и т вор чест ве лит ер ат ор ов- фут ур ист ов, пр очер т ит ь свя зи фут ур изма как т еор ии и пр акт ики с лит ер ат ур ой Х Х века в целом. М ат ер иалы к спецкур су “Русский фут ур изм”сод ер ж ат н е т олько пр ог р амму лекцион н ог о кур са, н о и пр ед лаг аю т кон кр ет н ые поэт ические т екст ы д ля ан ализа в ауд ит ор ии. В список лит ер ат ур ы вклю чен ы осн овн ые ман ифест ы и д еклар ации р усских фут ур ист ических г р упп, худ ож ест вен н ые т екст ы, мемуар ы, позволя ю щ ие сост авит ь пр ед ст авлен ие обэпохе. В опр осы д ля самопр овер ки сг р уппир ован ы вокр уг осн овн ог о кр уг а обсуж - д аемых в ход е спецкур са “Русский фут ур изм” пр облем р азвит ия лит ер ат ур ы пер - вой т р ет и Х Х века. Работ а в р амках спецкур са мож ет быт ь пр од олж ен а в кур со- вых исслед ован ия х, т емы кот ор ых вклю чен ы в “М ат ер иалы к спецкур су “Русский фут ур изм”.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »