ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
доказательств тому - широта распространения футуристического движения в Рос-
сии (Москва, Петербург, Харьков , Владивосток и др.), позволяющая судить о том,
что футуризм действительно не только декларировал себя , но в действительности
являлся показателем направления социального и эстетического поиска эпохи.
Кроме того, футуризм и в пору своего возникновения и впоследствии стано-
вился материалом серьезного лингвистического и литературоведческого исследо-
вания . Языку футуристических текстов , проблеме зауми посвящены работы пред -
ставителей формальной школы, ОПОЯЗа, Пражского лингвистического кружка
( В . Шкловского, Ю .Тынянова, Р.Якобсона). Позднее тексты русских футуристов
становились предметом структурно-семиотического исследования , предпринятого
Вяч.Ивановым, В .Топоровым, М .Гаспаровым, И .Смирновым и др. Тем не менее, в
советском литературоведении теория и практика футуризма преподносилась, в
основном, через призму творчества В .Маяковского.
Исследование футуризма как целостного явления , в котором произведения
отдельных авторов могут быть рассмотрены как составляющие метатекста, нача-
лось в конце 80-х гг. ХХ века. Таковы работы И .Васильева “Русский поэтический
авангард ХХ века” (Екатеринбург, 2000), С.Бирюкова “Поэзия русского авангар -
да” (М ., 2001), которые рассматривают футуризм на фоне русского авангарда.
В .Сарычев вычленяет в своей монографии ключевые моменты эстетической тео-
рии кубофутуризма (“Кубофутуризм и кубофутуристы”. - Липецк , 2001).
В последние годы вышел в свет целый ряд исследований эмпирического
плана, в которые включены манифесты и декларации не только основных, но и
факультативных футуристических групп. Такова комментированная антология
“Русский футуризм” (под ред . В .Терехиной - 2000), книга из серии “Большая биб-
лиотека поэта” “Поэзия русского футуризма” (1999). Следует упомянуть также
опубликованную в русском переводе книгу В .Маркова “История русского футу-
ризма” (2000), выпущенную по- английски четырьмя десятилетиями раньше.
По общему мнению исследователей , футуристическое движение во многом
стало знаком развития литературы первой трети ХХ века. Определяя место футу-
ризма в истории литературы, мы опираемся на точку зрения Р.Нойгаузера, пред -
ложившего типологию развития искусства первой трети ХХ века. Исследователь
различает понятия “авангард” и “авангардизм” , что позволяет ему подчеркнуть
процесс движения искусства от нового к новейшему. Определяющим качеством
авангарда становится стремление деконструировать существующую систему норм
и ценностей как общественных, так и эстетических. Авангардизм, находящийся в
прямой связи с авангардом, предполагает созидание, выработку новой системной
мировоззренческой и художественной позиции.
Мы рассматриваем футуризм как явление, выстраивающее свою эстетиче-
скую доктрину на стыке авангарда и авангардизма . Так, ключевые положения ,
сформулированные футуристами в декларациях и манифестах и выстраиваемые
по принципу отталкивания от традиции, диссонирующие с ней , безусловно, лежат
в силовом поле авангарда. Мироустроительную утопию В .Хлебникова, представ-
4 д оказат ельст в т ому - ш ир от а р аспр ост р ан ен ия фут ур ист ическог о д виж ен ия в Рос- сии (М осква, П ет ер бур г , Х ар ьков, В лад ивост ок и д р .), позволя ю щ ая суд ит ь о т ом, чт о фут ур изм д ейст вит ельн о н е т олько д еклар ир овал себя , н о в д ейст вит ельн ост и я вля лся показат елемн апр авлен ия социальн ог о и эст ет ическог о поиска эпохи. К р оме т ог о, фут ур изми в пор усвоег о возн икн овен ия и впослед ст вии ст ан о- вился мат ер иалом сер ьезн ог о лин г вист ическог о и лит ер ат ур овед ческог о исслед о- ван ия . Я зыкуфут ур ист ических т екст ов, пр облеме зауми посвя щ ен ы р абот ы пр ед - ст авит елей фор мальн ой ш колы, О П О Я За, П р аж ског о лин г вист ическог о кр уж ка (В .Ш кловског о, Ю .Т ын я н ова, Р.Я кобсон а). П озд н ее т екст ы р усских фут ур ист ов ст ан овились пр ед мет омст р укт ур н о-семиот ическог о исслед ован ия , пр ед пр ин я т ог о В я ч.И ван овым, В .Т опор овым, М .Гаспар овым, И .Смир н овыми д р . Т емн е мен ее, в совет ском лит ер ат ур овед ен ии т еор ия и пр акт ика фут ур изма пр епод н осилась, в осн овн ом, чер ез пр измут вор чест ва В .М ая ковског о. И сслед ован ие фут ур изма как целост н ог о я влен ия , в кот ор ом пр оизвед ен ия от д ельн ых авт ор ов мог ут быт ь р ассмот р ен ы как сост авля ю щ ие мет ат екст а, н ача- лось в кон це 80-х г г . Х Х века. Т аковы р абот ы И .В асильева “Русский поэт ический аван г ар д Х Х века” (Е кат ер ин бур г , 2000), С.Бир ю кова “П оэзия р усског о аван г ар - д а” (М ., 2001), кот ор ые р ассмат р иваю т фут ур изм н а фон е р усског о аван г ар д а. В .Сар ычев вычлен я ет в своей мон ог р афии клю чевые момен т ы эст ет ической т ео- р ии кубофут ур изма (“К убофут ур изми кубофут ур ист ы”. - Л ипецк, 2001). В послед н ие г од ы выш ел в свет целый р я д исслед ован ий эмпир ическог о план а, в кот ор ые вклю чен ы ман ифест ы и д еклар ации н е т олько осн овн ых, н о и факульт ат ивн ых фут ур ист ических г р упп. Т акова коммен т ир ован н ая ан т олог ия “Русский фут ур изм”(под р ед . В .Т ер ехин ой - 2000), кн иг а из сер ии “Больш ая биб- лиот ека поэт а” “П оэзия р усског о фут ур изма” (1999). След ует упомя н ут ь т акж е опубликован н ую в р усском пер евод е кн иг у В .М ар кова “И ст ор ия р усског о фут у- р изма”(2000), выпущ ен н ую по-ан г лийски чет ыр ьмя д еся т илет ия ми р ан ьш е. П о общ ему мн ен ию исслед оват елей, фут ур ист ическое д виж ен ие во мн ог ом ст ало зн аком р азвит ия лит ер ат ур ы пер вой т р ет и Х Х века. О пр ед еля я мест о фут у- р изма в ист ор ии лит ер ат ур ы, мы опир аемся н а т очку зр ен ия Р.Н ойг аузер а, пр ед - лож ивш ег о т иполог ию р азвит ия искусст ва пер вой т р ет и Х Х века. И сслед оват ель р азличает пон я т ия “аван г ар д ” и “аван г ар д изм”, чт о позволя ет ему под чер кн ут ь пр оцесс д виж ен ия искусст ва от н овог о к н овейш ему. О пр ед еля ю щ им качест вом аван г ар д а ст ан овит ся ст р емлен ие д екон ст р уир оват ь сущ ест вую щ ую сист ему н ор м и цен н ост ей как общ ест вен н ых, т ак и эст ет ических. А ван г ар д изм, н аход я щ ийся в пр я мой свя зи с аван г ар д ом, пр ед полаг ает созид ан ие, выр абот ку н овой сист емн ой мир овоззр ен ческой и худ ож ест вен н ой позиции. М ы р ассмат р иваем фут ур изм как я влен ие, выст р аиваю щ ее свою эст ет иче- скую д окт р ин у н а ст ыке аван г ар д а и аван г ар д изма. Т ак, клю чевые полож ен ия , сфор мулир ован н ые фут ур ист ами в д еклар ация х и ман ифест ах и выст р аиваемые по пр ин ципуот т алкиван ия от т р ад иции, д иссон ир ую щ ие с н ей, безусловн о, леж ат в силовом поле аван г ар д а. М ир оуст р оит ельн ую ут опию В .Х лебн икова, пр ед ст ав-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »