История западноевропейской литературы XVII-XVIII вв. Тихонова О.В. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Основные положения
мировоззрения и эстетики:
1. Общие принципы сентиментализма - руссоизм , культ природы и чувства ,
противопоставление страсти рассудку.
2. Критический дух, отрицание деспотизма. Протест против любого насилия
над личностью.
3. В других странах- отдельные писатели, в Германии целое движение
(более 30 человек).
4. Историзм , культ германской старины. Интерес к фольклору.
5. Тип героя: яркая, сильная личность , индивидуалист, который вступает в
конфликт с косной средой.
6. Многожанровость : поэзия, проза, драматургия, теоретические работы
Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска»: Гёте роман «
Страдания юного Вертера»; Шиллер драмы «Разбойники», «Коварство и
любовь».
«Веймарская классика »- период позднего творчества Гёте и Шиллера (2-
ая половина 1880-х гг. рубеж веков). Термин происходит от названия города
Веймар, где жили Гёте и Шиллер.
1). «Классический период» связан с возвращением к принципам
античного искусства , но в новом качестве . Античность воспринималась
великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник
вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного, и
античного искусства гуманизм . Важно не копировать античное искусство, а
искать , стремиться вперёд, к будущему.
2). Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к обобщениям ,
всемирно - историческим, философским проблемам. «Великие образы»,
высокие идеи.
3). Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и
эстетизированный.
Произведения Шиллера периода Веймара: драмы «Орлеанская дева», «Мария
Стюарт», «Вильгельм Телль»; исторические и теоретические трактаты («О
наивной и сентиментальной поэзии», напр.), баллады.
Произведения Гёте периода Веймара: статьи по искусству , драмы («Торквато
Тассо» ), баллады, дилогия романов «Годы учения Вильгельма Майстера» и
«Годы странствий Вильгельма Майстера», автобиографическая книга «Поэзия
и правда», закончен «Фауст».
Философская трагедия «Фауст» является главным произведением всей
жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества почти 60 лет
и закончил перед смертью) и главным произведением всей классической эпохи .
«Фауст» - это своеобразный итог всего века и развития европейской
литературы .
Произведение строится на основе средневековой легенды о
чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте
переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и
                                             16
       О сно вные               по ло ж е ния мир о во ззр е ния и эсте тики:
 1. О бщие п ринцип ы се нтим е нта лизм а - руссоизм , к уль т п рирод ы и чувства ,
    п ротивоп оста вле ние стра сти ра ссуд к у.
 2. К ритиче ск ий д ух, отрица ние д е сп отизм а . Проте ст п ротивлюбого на силия
    на д личность ю.
 3. В д ругих стра на х- отд е ль ные п иса те ли, в Ге рм а нии – це лое д виж е ние
    (боле е 30 че лове к ).
 4. И сторизм , к уль т ге рм а нск ой ста рины. И нте ре с к ф оль к лору.
 5. Тип ге р о я: ярк а я, силь на я личность , инд ивид уа лист, к оторый вступ а е т в
    к онф лик т с к осной сре д ой.
 6. М ногож а нровость : п оэзия, п роза , д ра м а тургия, те оре тиче ск ие ра боты
Произве д е ния Гё те и Ш илле ра п е риод а «Б ури и на тиск а »: Гё те – ром а н «
Стра д а ния юного В е рте ра »; Ш илле р – д ра м ы «Ра збойник и», «К ова рство и
любовь ».

       «В е йма р ска я кла ссика »- п е риод п озд не готворче ства Гё те и Ш илле ра (2-
а я п оловина 1880-х гг. – рубе ж ве к ов). Те рм ин п роисход ит от на зва ния город а
В е йм а р, гд е ж или Гё те и Ш илле р.
        1). «К ла ссиче ск ий п е риод » связа н с возвра ще ние м к п ринцип а м
ан т и ч н ого иск усства , но в новом к а че стве . А нтичность восп риним а ла сь
ве лик им и п оэта м и не к а к п ре д м е т д ля к оп ирова ния, а к а к источник
вд охнове ния. Гё те и Ш илле р счита ли гла вной цель ю и совре м е нного, и
а нтичного иск усства гум ан и зм . В а ж но не к оп ирова ть а нтичное иск усство, а
иск а ть , стре м ить ся вп е рё д , к буд уще м у.
        2). Стре м ле ние отра зить виск усстве «ве чные » во пр о сы, к обобще ниям ,
все мир но - исто р иче ским, ф ило со ф ским пр о б ле ма м. «В е лик ие обра зы»,
высок ие ид е и.
        3). Н овы й т и п героя: обобщё нный обра з, боле е ид е а лизирова нный и
эсте тизирова нный.

 Произве д е ния Ш илле ра п е риод а В е йм а ра: д ра м ы «О рле а нск а я д е ва », «М а рия
Стюа рт», «В иль ге ль м Те лль »; историче ск ие и те оре тиче ск ие тра к та ты («О
на ивной и се нтим е нта ль ной п оэзии», на п р.), ба лла д ы.
Произве д е ния Гё те п е риод а В е йм а ра : ста ть и п о иск усству, д ра м ы («Торк ва то
Та ссо»), ба лла д ы, д илогия ром а нов «Год ы уче ния В иль ге ль м а М а йсте ра » и
«Год ы стра нствий В иль ге ль м а М а йсте ра », а втобиогра ф иче ск а я к нига «Поэзия
и п ра вд а », за к онче н «Ф а уст».
        Ф ило со ф ска я тр а ге д ия «Ф а уст» являе тся гла вным п роизве д е ние м все й
ж изни ве лик огоГё те (он созд а ва л е ё вте че ние все готворче ства – п очти 60 ле т
и за к ончил п е ре д см е рть ю) и гла вным п роизве д е ние м все й к ла ссиче ск ой эп охи.
«Ф ауст » - эт о своеобразн ы й и т ог всего века и разви т и я европ ейской
л и т ерат уры .
        П рои зведен и е ст рои т ся н а осн ове средн евековой л еген ды о
ч ерн окн и ж н и ке Ф ауст е, кот оры й п родаёт                душ у дь явол у. Г ёт е
п ереосм ы сли вает эт от и звест н ы й сюж ет в духе п росвет и т ел ь ски х и