История западноевропейской литературы XVII-XVIII вв. Тихонова О.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
В литературе развиваются просветительский реализм и новое
направление- сентиментализм .
Развитие сентиментализма в французской литературе связано с
творчеством ЖАНА -ЖАКА РУССО . Во Франции сентиментальный культ
чувства связывался ещё и с социальными проблемами.
Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его
философских и социальных воззрений получила общее определение «
руссоизм» . Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах
«Рассуждения о науках и искусствах» , «Рассуждение о неравенстве», «Об
общественном договоре» (1749 1762)
Руссо считал , что развитие цивилизации приводит к упадку
нравственности, прежде всего потому, что это развитие ведёт к
утверждению неравенства среди людей во всём . Неравенство появляется в
результате возникновения частной собственности. Т ,о., именно Руссо
первым сделал вывод о том , что материальные причины, а не идеи , мнения
становятся основой разделения в обществе. Так возникает и
государство ( «общественный договор») для охранения собственности
граждан . Но здесь он сделал радикальный вывод: общество должно
вернуться назад, к неразумному состоянию, когда не было частной
собственности. Руссо идеализировал первобытное состояние человека.
Именно в прозе Руссо стал главным представителем сентиментализма.
Его роман «Юлия или Новая Элоиза» (1761) роман нового типа, где в
эпистолярную форму вкладывается передовое просветительское
содержание: дискуссия по поводу социальных и эстетических вопросов,
новая концепция брака и любви , проблема «чувствительности», проблемы
воспитания и «естественной нравственности».
Просвещение в Германии.
Особенности :
1. Особая ситуацияГермания была политически и экономически
раздроблена. Поэтому литература получила особое значение она
выступала за национальное объединение и ставила насущные
социальные вопросы. Литература стала центром национальной
жизни.
2. Просвещение в Германии развивалось позже, чем в других странах,
медленнее и труднее. Всю первую половину века просвещение не
ставило серьёзных политических и социальных проблем .
3. Для раздробленной Германии характерно образование различных
культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших.
Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и
вольных имперских городах- базах духовной культуры. (Лейпциг,
Гамбург, Гёттинген, Веймар)
                                            14
     В     лите ра туре      ра звива ются п росве тите ль ск ий ре а лизм         и новое
на п ра вле ние - се нтим е нта лизм .

           Ра звитие се нтиме нта лизма в ф ра нцузск ой лите ра туре связа но с
творче ством Ж А НА -Ж А К А Р УССО . В о Ф ра нции се нтим е нта ль ный к уль т
чувства связыва лся е щё и с социа ль ным и п робле м а м и.
    В згляд ы Руссо на иболе е д е м ок ра тичны и ра д ик а ль ны. Систе м а е го
ф илософ ск их и социа ль ных воззре ний п олучила обще е оп ре д е ле ние «
р уссо изм». О н излож ил свою к онце п цию в зна м е нитых тра к та та х
«Ра ссуж д е ния о на ук а х и иск усства х», «Ра ссуж д е ние о не ра ве нстве », «О б
обще стве нном д оговоре » (1749 – 1762)
    Р уссо сч и т ал, ч т о разви т и е ц и ви ли зац и и п ри води т к уп адку
н равст вен н ост и , п реж де всего п от ом у, ч т о эт о разви т и е ведёт к
ут верж ден и ю н еравен ст ва среди людей во всём . Н еравен ст во п оявл яет ся в
резул ь т ат е возн и кн овен и я ч аст н ой собст вен н ост и . Т ,о., и м ен н о Р уссо
п ервы м сдел ал вы вод о т ом , ч т о м ат ери ал ь н ы еп ри ч и н ы , а н еи деи , м н ен и я
ст ан овят ся осн овой разделен и я в общест ве. Т ак возн и кает и
государст во(«общест вен н ы й договор») – дл я охран ен и я собст вен н ост и
граж дан . Н о здесь он сдел ал ради кал ь н ы й вы вод: общест во долж н о
верн ут ь ся н азад, к н еразум н ом у сост оян и ю, когда н е бы л о ч аст н ой
собст вен н ост и . Р уссо и деали зи ровал п ервобы т н оесост оян и еч ел овека.
    И м е нно в п розе Руссо ста л гла вным п ре д ста вите ле м се нтим е нта лизм а.
Е го ром а н «Ю лия или Н ова я Э лоиза » (1761) – ром а н нового тип а , гд е в
эп истолярную ф орм у            вк ла д ыва е тся   п е ре д овое       п росве тите ль ск ое
сод е рж а ние : д иск уссия п о п овод у социа ль ных и эсте тиче ск их воп росов,
нова я к онце п ция бра к а и любви, п робле м а «чувствите ль ности», п робле м ы
восп ита ния и «е сте стве нной нра встве нности».

П р о све щ е ние в Ге р ма нии.

    О со б е нно сти:
    1. О соба я ситуа ция— Ге рм ания была п олитиче ск и и эк оном иче ск и
        раздробл ен а. Поэтом у лите ра тура п олучила особое зна че ние – она
        выступ а ла за на циона ль ное объ е д ине ние и ста вила на сущные
        социа ль ные воп росы. Л и т ерат ура ст ал а ц ен т ром н ац и он ал ь н ой
        ж и зн и .
    2. Просве ще ние вГе рм а нии ра звива лось по зж е , че м вд ругих стра на х,
        м е д ле нне е и труд не е . В сю п е рвую п оловину ве к а п росве ще ние не
        ста вилосе рь ё зных п олитиче ск их и социа ль ных п робле м .
    3. Для ра зд робле нной Ге рм а нии ха ра к те рно обра зова ние ра зличных
        к уль турных це нтров, см е нявш их д руг д руга или сосуще ствова вш их.
        О ни возник а ли в к няж е ск их ре зид е нциях, в униве рсите тск их и
        воль ных им п е рск их город а х- ба за х д уховной к уль туры. (Л е йп циг,
        Га м бург, Гё ттинге н, В е йм а р)