ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
творчества – публицистика, драматургия, роман. Также «переходное» явление:
схематичная прокламация реалистических принципов не реализовалась в
художественной практике ясно и масштабно . Зависели от других, более
значительных явлений времени .
3. Стилевое явление – «бидермайер». Отражало общие тенденции и
национальную специфику немецкой культуры в 1820-50-е гг.,
концептуализировало немецкую идентичность, «промежуточное» явление
между романтизмом и реализмом. Духовные интересы времени : история,
военное прошлое , патриархальные нравы , традиции и устои, национально -
патриотические темы , сельское хозяйство. Литература бидермайера является
ярким свидетельством направленности интеллектуального сознания эпохи : она
ориентируется на близость действительности , детальное , подробное
воспроизведение жизни , ориентация на «локальность» , «приватность» , но и
популярность. Темы : природа, бытовое окружение, семья, община , история.
Часто тривиализируются известные традиции (просветительские,
романтические). Литература бидермайера неоднородна . Самое значительное
явление – «высокий бидермайер» (А . фон Дросте -Хюльсхофф, Э . Мёрике).
В стороне от основных течений и школ стоит творчество драматургов Ф .
Геббеля, Х .-Д . Граббе, Г. Бюхнера.
Б) 1850-60-е гг., вторая половина века . Исторически – раскол в либеральном
лагере , компромиссность социального мышления, ориентация в культурной
жизни на имперские интересы и идеалы верноподданничества, «мельчание»
либеральных идей, быстра смена и контраст духовных интересов, увлечений и
умонастроений. В философии – пессимизм А . Шопенгауэра (1788-60), система
Ф . Ницше (1844-1900), материалистическая антропология Л. Фейербаха (1804-
1872).
1. «Поэтический реализм» (Ю . Шмидт, Г. Келлер, Т. Фонтане ). Термин
выдвинут ещё в 1840-е гг. О . Людвигом, основной принцип – синтез реального
и идеального начал, «закономерного и случайного, индивидуального и
типического, объективного содержания жизни и субъективного авторского
переживания» . Движение в сторону субъективизации повествования, к «роману
воспитания» , рассказу , новелле .
2. Творчество Р . Вагнера (1813-1883) – композитора, драматурга, философа.
Идея «цельного» произведения искусства («синтетического»).
Главным и единственным масштабным поэтом всего периода (по
единодушному признанию и современников, и представителей последующих
эпох) является Г . Гейне , живший ещё с 1830-х гг. во Франции.
Основные сферы и жанры немецкоязычной литературы :
поэма – Г. Гейне
новелла и рассказ – Т. Шторм, В Раабе , Г. Келлер, Дросте , Л . Тик
публицистические формы – Гейне , Л . Бёрне , «младогерманцы»
22 тво рч е ства – публи ци сти к а, драматург и я, роман. Так ж е « пе ре ходное » явле ни е : схе мати ч ная прок ламаци я ре али сти ч е ск и х при нци по в не ре али зо валась в худо ж е стве нной прак ти к е ясно и масш табно. Зави се ли о т друг и х, боле е знач и те льны х явле ни й вре ме ни . 3. С тилево е явле ни е – «бидерм ай ер». О траж ало общи е те нде нци и и наци о нальную спе ци фи к у не ме цк ой к ультуры в 1820-50-е г г ., к о нце птуали зи ровало не ме цк ую и де нти ч ность, « проме ж уточ ное » явле ни е ме ж ду романти змом и ре али змом. Д ухо вны е и нте ре сы вре ме ни : и стори я, во е нно е прош лое , патри архальны е нравы , тради ци и и усто и , наци о нально- патри оти ч е ск и е те мы , се льск ое хозяй ство . Л и те ратура би де рмай е ра являе тся ярк и м сви де те льством направле нно сти и нте лле к туально г о сознани я эпохи : она ори е нти руе тся на бли зость де й стви те льности , де тальное , подробно е во спрои зве де ни е ж и зни , ори е нтаци я на « ло к альность», « при ватно сть», но и популярность. Те мы : при рода, бы товое ок руж е ни е , се мья, общи на, и сто ри я. Часто три ви али зи руются и зве стны е тради ци и (просве ти те льск и е , ро манти ч е ск и е ). Л и те ратура би де рмай е ра не одноро дна. Само е знач и те льно е явле ни е – « вы сок и й би де рмай е р» (А . фонД ро сте -Х юльсхофф, Э . М ё ри к е ). В стороне от о сновны х те ч е ни й и ш к ол стои т творч е ство драматург ов Ф . Геббеля, Х .-Д . Гр а ббе, Г. Бю хнер а . Б) 1850-60-е гг., вт о р а я по л о вина века . И сто ри ч е ск и – раск ол в ли бе ральном лаг е ре , к о мпро ми ссность соци ально г о мы ш ле ни я, ори е нтаци я в к ультурно й ж и зни на и мпе рск и е и нте ре сы и и де алы ве рноподданни ч е ства, « ме льч ани е » ли бе ральны х и де й , бы стра сме на и к онтраст духо вны х и нте ре сов, увле ч е ни й и умонастрое ни й . В фи лософи и – пе сси ми зм А . Ш опе нг ауэра (1788-60), си сте ма Ф. Н и цш е (1844-1900), мате ри али сти ч е ск ая антрополог и я Л . Фе й е рбаха (1804- 1872). 1. « П о этич еск ий р еа лизм» (Ю . Ш ми дт, Г. К е лле р, Т. Фонтане ). Те рми н вы дви нут е щё в 1840-е г г . О . Л юдви г ом, о сновной при нци п – си нте з ре альног о и и де ально г о нач ал, « зак о номе рног о и случ ай но г о, и нди ви дуально г о и ти пи ч е ск ог о, объ е к ти вно г о соде рж ани я ж и зни и субъ е к ти вног о авто рск ог о пе ре ж и вани я». Д ви ж е ни е в сторону субъ е к ти ви заци и пове ствовани я, к « ро ману во спи тани я», расск азу, нове лле . 2. Творч е ство Р . В а гнер а (1813-1883) – к омпози тора, драматург а, фи ло софа. И де я« це льно г о » прои зве де ни яи ск усства (« си нте ти ч е ск ог о»). Главны м и е ди нстве нны м масш табны м поэтом все г о пе ри ода (по е ди нодуш ному при знани ю и совре ме нни к о в, и пре дстави те ле й после дующи х эпох) являе тсяГ . Г ей не, ж и вш и й е щё с 1830-х г г . во Франци и . О сно вны е сф ер ы иж а нр ы не ме цк оязы ч но й ли те ратуры : по эма – Г. Ге й не но велла и р а сск а з – Т. Ш то рм, В Раабе , Г. К е лле р, Д ро сте , Л . Ти к публицистич еск ие формы – Ге й не , Л . Бё рне , « младог е рманцы »
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »