ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
20
Э . Сю («Парижские тайны»-1842-43; «Вечный жид»-1844-45), В . Гюго, А . де
Мюссе («Исповедь сына века»-1836), Т. Готье («Мадемуазель де Мопен» -1834,
«Капитан Фракасс»-1863), Ж . Санд («Индиана»-1832, «Жак»-1834,«Мопра»-
1837, «Орас»-1841, «Консуэло»-1842-43, «Мельник из Анжибо»-1844, «Грех
господина Антуана»-1845), А . Дюма-отец.
1850-60-е гг.: Г. Флобер,
В . Гюго; братья Гонкуры («Жермини Ласерте»-1865, «Рене Мопрен» -1864,
«Мадам Жервезе»-1869), начало творчества А . Доде («Необычайные
приключения Тартарена из Тараскона»-1869) и Э . Золя («Исповедь Клода»-
1865, «Тереза Ракен» -1867, «Мадлена Фера»-1868 и др.), Ж . Верна («Дети
капитана Гранта»-1866, «Двадцать тысяч лье под водой»-1870).
Тема 3. Литературный процесс в Англии в 1830 – 1860-е гг.
1.Исторически данный период совпадает с «викторианской эпохой» (1837-
1901, подготовка – ещё в 1820-е гг.), хотя расцвет викторианства всё же
относится ко второй половине века. Идеолог – Мэтью Арнольд . Викторианство
выражает интересы , мироощущение «среднего класса». В это время осознаётся,
пропагандируется и анализируется всё английское – менталитет, национальный
характер, особенности истории и ближайшие перспективы , мораль , ит.д. Таким
образом выстраивалась концепция национальной идентичности
(«пропущенная» именно через буржуазное сознание). Главный предмет
интереса и исследования – общественное сознание, которое тиражируется и
изучается в публицистике и художественной литературе . Два полюса
литературы викторианской эпохи : осмысление идеи стабильности ,
устойчивости , традиционности и прогрессивности развития Англии – и критика
образовательной системы , викторианской морали , идей эгоизма, снобизма,
расчетливости , буржуазного утилитаризма.
2. Атмосферу и мировоззрение эпохи определял позитивизм ( Милль , Бентам,
Карлейль , Мальтус, позднее - Спенсер). Лейтмотив английской идеологической
системы – регулирование отношений человека с системой . Отсюда и огромный
интерес к этике и социологии, проповедь практицизма, личной инициативы ,
предприимчивости («принцип утилитаризма», «пользы» – Бентам). Литература
анализировала это сознание, почувствовала его противоречивость
(соотношение принципа пользы и морали ) и критиковала в разных формах.
3. В литературе Англии сталкиваются влияния просветительской (критицизм,
сатирическое начало , нравоописание и дидактизм) и романтической (принципы
обрисовки характеров, контрасты , утверждение идеала ) традиций.
4.Огромную роль в общественно - литературной жизни играют журналистика и
публицистика (Ли Хант , Карлейль, Диккенс . Теккерей). Как и в первой трети
века, полемика содержится часто и в самих художественных произведениях.
Литературная критика – ещё одна из продуктивных отраслей словесности
(Теккерей; Дж . Рёскин)
5. Особую литературу (поэзию) породило движение «голодных сороковых»
чартизм (Э . Баррет-Браунинг , Т. Гуд).
20 Э . С ю (« П ари ж ск и е тай ны »-1842-43; « В е ч ны й ж и д»-1844-45), В . Гюг о , А . де М юссе (« И спо ве дь сы на ве к а»-1836), Т. Го тье (« М аде муазе ль де М опе н»-1834, « К апи тан Фрак асс»-1863), Ж . Санд (« И нди ана»-1832, « Ж ак »-1834,« М опра»- 1837, « О рас»-1841, « К онсуэло »-1842-43, « М е льни к и з А нж и бо »-1844, « Гре х г осподи на А нтуана»-1845), А . Д юма-оте ц. 1850-60-е г г .: Г. Фло бе р, В . Гюг о; братья Гонк уры (« Ж е рми ни Л асе рте »-1865, « Ре не М опре н»-1864, « М адам Ж е рве зе »-1869), нач ало тво рч е ства А . Д оде (« Н е о бы ч ай ны е при к люч е ни я Тартаре на и з Тараск она»-1869) и Э . Золя (« И спо ве дь К лода»- 1865, « Те ре за Рак е н»-1867, « М адле на Фе ра»-1868 и др.), Ж . В е рна (« Д е ти к апи тана Гранта»-1866, « Д вадцать ты сяч лье под водой »-1870). Т ем а 3. Л итературный про цесс в А нглии в 1830 –1860-е гг. 1.И стори ч е ск и данны й пе ри од со впадае т с «викт о р иа нско й эпо хо й» (1837- 1901, подг ото вк а – е щё в 1820-е г г .), хотя расцве т ви к тори анства всё ж е отно си тсяк о второй поло ви не ве к а. И де олог – М этью А рнольд. В и к тори анство вы раж ае т и нте ре сы , ми роо щуще ни е « сре дне г о к ласса». В это вре мяосо знаё тся, про паг анди руе тсяи анали зи руе тсявсё анг ли й ск ое – ме нтали те т, наци ональны й харак те р, особе нности и стори и и бли ж ай ш и е пе рспе к ти вы , мораль, и т.д. Так и м образо м вы страи валась к о нце пци я на цио на льно й идентич но сти (« пропуще нная» и ме нно ч е ре з бурж уазно е со знани е ). Главны й пре дме т и нте ре са и и ссле довани я – обще стве нно е со знани е , к оторое ти раж и руе тся и и зуч ае тся в публи ци сти к е и худож е стве нно й ли те ратуре . Два по л ю са ли те ратуры ви к тори анск о й эпохи : осмы сле ни е и де и стаби льности , усто й ч и во сти , тради ци онности и прог ре сси вности разви ти яА нг ли и – и к ри ти к а образо вате льной си сте мы , ви к тори анск о й морали , и де й эг о и зма, сноби зма, расч е тли вости , бурж уазно г о ути ли тари зма. 2. А тмо сфе ру и ми ровоззре ни е эпохи опре де лял по зитивизм (М и лль, Бе нтам, К арле й ль, М альтус, поздне е - Спе нсе р). Л е й тмоти в анг ли й ск ой и де о ло г и ч е ск ой си сте мы – ре г ули ровани е отнош е ни й ч е лове к а с си сте мой . О тсюда и ог ромны й и нте ре с к эти к е и соци олог и и , пропо ве дь прак ти ци зма, ли ч ной и ни ци ати вы , пре дпри и мч и вости (« при нци п ути ли тари зма», « по льзы » – Бе нтам). Л и те ратура анали зи ро вала это сознани е , поч увствовала е г о проти во ре ч и вость (соотно ш е ни е при нци па пользы и морали ) и к ри ти к о вала в разны х фо рмах. 3. В ли те ратуре А нг ли и сталк и ваются вли яни я пр о светительск о й (к ри ти ци зм, сати ри ч е ск о е нач ало, нравоопи сани е и ди дак ти зм) и р о ма нтич еск о й (при нци пы обри со вк и харак те ро в, к онтрасты , утве рж де ни е и де ала) тради ци й . 4.О г ромную роль в о бще стве нно-ли те ратурно й ж и зни и г рают ж ур на листик а и публи ци сти к а (Л и Х ант, К арле й ль, Д и к к е нс. Те к к е ре й ). К ак и в пе рвой тре ти ве к а, поле ми к а соде рж и тсяч асто и в сами х худож е стве нны х прои зве де ни ях. Л и те ратурнаяк ри ти к а – е щё одна и зпро дук ти вны х о трасле й сло ве сности (Те к к е ре й ; Д ж . Рё ск и н) 5. О собую ли те ратуру (поэзи ю) породи ло дви ж е ни е « г олодны х сорок овы х» чартизм (Э . Барре т-Брауни нг , Т. Гуд).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »