ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
18
2.) Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в
целом, даже вершина . Уже сформировавшиеся в течение разных эпох основные
принципы реализма именно в XIX в. были осознаны и обоснованы как
целостная художественная система - и в соответствии с особенностями
истории и культуры «буржуазной эпохи». Главные постулаты – широкий
охват действительности , ориентация на правду жизни в искусстве ,
достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с
требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и
обосновываются.
3.) Реалисты не отталкиваются от современной действительности , а
стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для
романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути
бытия, для реалистов - анализ социальной сущности бытия, познание
внутренних закономерностей исторических и социальных процессов.
Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к
отрицаемой ими реальности . Реалисты обращаются именно к объективной
действительности , «вписывая» человека в современные и реальные
обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия» .
Таким образом, реализм предполагает социально -историческую
детерминированность изображаемых событий и характеров.
4.) В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой –
опирается на факты реальности , накапливает и систематизирует их (в
литературе это быто - и нравоописание), исследование мира и человека строится
на основе анализа и синтеза явлений жизни . Реализм стремится устанавливать
связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология
Бальзака), прослеживать действие законов бытия.
5.) Основная категория реалистической эстетики – категория типизации.
Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи , социальной
среды , воспитания – то есть как частное «следствие» целого ряда внешних
«причин» общего порядка.
Диалектика частного , индивидуального – и общего , типичного
реализуется на разных уровнях именно в истории, обществе , личной жизни .
Основу теории типизации заложил Бальзак . По его определению тип – это
«образец рода», он синтезирует «характерные черты сходных лиц» ; тип – это
«образ, сосредотачивающий в себе сущность явления» . Поэтому цель главного
жанра эпохи – романа – исследование жизни и социальных типов, считает
Бальзак . Но социум неоднозначен, человеческие характеры имеют
«бесконечное множество оттенков». Если Стендаль, например, в ранних
романах представляет «центростремительный» тип анализа ( он сосредоточен
на герое , личности , «приподнятой» над миром (Сорель)), то Бальзак или
Флобер рисуют героя, вступающего в компромисс со средой или полностью
«поглощенного» житейской прозой , становящегося частью «вещного» мира.
Характеры реализма существуют в развитии (понятие эволюции
характера), что выходит на первый план в самой продуктивной романной
форме – « романе воспитания» («истории молодого человека»).
18 2.) Ре али зм XIX в. – о со бый эта п в разви ти и ре али сти ч е ск ой эсте ти к и в це ло м, даж е вер ш ина . Уж е сформи ровавш и е сяв те ч е ни е разны х эпох о сно вны е при нци пы ре али зма и ме нно в XIX в. бы ли осо знаны и обоснованы к ак цело стна я худо ж ественна я система - и в соотве тстви и с особе нностями и стори и и к ультуры « бурж уазно й эпохи ». Главны е постулаты – ш и ро к и й охват де й стви те льно сти , о ри е нтаци я на правду ж и зни в и ск усстве , досто ве рно сть харак те ров – по луч ают обосно вани е и соотно сятся с тре бо вани ями вре ме ни и со вре ме нны м ме нтали те том, « расш и ряются» и обосно вы ваются. 3.) Ре али сты не о тталк и ваются от совре ме нно й де й стви те льности , а стре мятся понять, про анали зи ровать, бук вально науч но познать е ё. Д ля ро манти к о в важ но в и ск усстве са мо выр а ж ение худо ж ни к а, вы раж е ни е сути бы ти я, для ре али сто в - а на лиз соци альной сущности бы ти я, по зна ние внутр енних за к о но мер но стей и стори ч е ск и х и соци альны х проце ссов. Романти к и со здают и де альны й образ ми ра, при ч ё м, по при нци пу к о нтраста к отри цае мой и ми ре альности . Ре али сты обращаются и ме нно к объ е к ти вной де й стви те льно сти , « впи сы вая» ч е ло ве к а в со вре ме нны е и ре альны е обстояте льства, они остаютсявнутри « нали ч но г о бы ти я». Так и м о бразом, ре али зм пре дполаг ае т со циа л ьно -ист о р ическую дет ер м инир о ва нно ст ь изо б р а ж а ем ы х со б ы т ийиха р а кт ер о в. 4.) В этом смы сле ре али сти ч е ск и й ме то д обнаруж и вае т родство с наук о й – опи рае тся на фак ты ре ально сти , нак апли вае т и си сте мати зи руе т и х (в ли те ратуре это бы то- и нравоопи сани е ), и ссле довани е ми ра и ч е ло ве к а строи тся на осно ве а на лиза исинтеза явле ни й ж и зни . Ре али зм стре ми тся устанавли вать связи, пре дставлять вза имо действие « пр ич ин и следствий» (те рми ноло г и я Бальзак а), про сле ж и вать де й стви е за к о но в бы ти я. 5.) О сно вная к ате г ори я ре али сти ч е ск ой эсте ти к и – к ате г ори я т ипиза ции. Ре али сты пони мают харак те р к ак ре зультат опре де лё нной эпо хи , соци альной сре ды , во спи тани я – то е сть к ак ч астное « сле дстви е » це лог о ряда вне ш ни х « при ч и н» обще г о порядк а. Д иа лек тик а ч а стно го , индивидуа льно го – и о бщ его , типич но го ре али зуе тся на разны х уро внях и ме нно в и стори и , обще стве , ли ч ной ж и зни . О снову те ори и ти пи заци и залож и л Бальзак . П о е г о опре де ле ни ю тип – это « о бразе ц рода», он си нте зи руе т « харак те рны е ч е рты схо дны х ли ц»; ти п – это « о браз, сосре дотач и вающи й в се бе сущность явле ни я». П оэтому це ль г лавног о ж анра эпохи – романа – и ссле до вани е ж и зни и со ци альны х ти пов, сч и тае т Бальзак . Н о соци ум не однознач е н, ч е лове ч е ск и е харак те ры и ме ют « бе ск о не ч но е множ е ство отте нк ов». Если Сте ндаль, напри ме р, в ранни х ро манах пре дставляе т « це нтро стре ми те льны й » ти п анали за ( он сосре до точ е н на г е ро е , ли ч ности , « при поднятой » над ми ром (Соре ль)), то Бальзак и ли Флобе р ри суют г е ро я, вступающе г о в к омпроми сс со сре дой и ли полностью « пог лоще нно г о» ж и те й ск ой прозо й , становяще г о сяч астью « ве щног о » ми ра. Х арак те ры ре али зма суще ствуют в р а звитии (поняти е эво лю ции ха р а к тер а ), ч то вы ходи т на пе рвы й план в самой продук ти вной ро манной форме – « р о ма не во спита ния» (« исто р иимо ло до го ч ело век а » ).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »