Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Тихонова О.В. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
6.) Реализм связывается с саморазвитием не только характера, но и действия,
сюжета , вплоть до принципа авторского «невмешательства» (Флобер,
Теккерей).
Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика);
наиболее противоречиво и трудно , позднее метод реализма оформлялся в
Германии. Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман
и рассказ/новелла ), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и
драма (историческая; «лёгкие» жанры ; синтетические формы (музыкальные
драмы Вагнера)).
Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются
два этапа: литературный процесс в 1830-40-е более тесно связан с
романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг
друга системы ; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление
романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый
план, определяемое новыми историческими обстоятельствами , более трезвым
уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления.
С этими периодами связаны и этапы развития европейского романа .
Тема 2: Литературный процесс во Франции 1830 1860-х гг.
1.Французская литература середины века своеобразный лидер среди
западноевропейских литератур: по глубине теоретического осмысления
процесса, по многообразию творческих индивидуальностей и литературно -
эстетических школ, по влиянию на другие национальные варианты .
2. Длительное развитие романтизма (до середины 80-х гг.) продолжалось
параллельно с развитием реализма, что привело к их сближению, к
продуктивной творческой связи двух систем, к оригинальному
взаимодействию. Родился даже общий термин, отражающий специфику
исторического мышления французов в целом, « литература XIX века».
3. При этом именно во Франции реалистическая эстетика получила наиболее
выраженное теоретическое оформление (Стендаль, Бальзак , Шанфлёри ,
Дюранти , Флобер).
4. Важнейшие сферы французской литературы 1830-60-х гг.:
поэзия Т . Готье , Ш . Нодье , Ж . де Нерваль, Ш . Леконт де Лиль
(содружество «Парнас»);
Шарль Бодлер;
О . Барбье , П .-Ж . Беранже
драма А . де Виньи , А . де Мюссе , В . Гюго, П . Мериме ;
А . Дюма, Э . Лабиш , Э . Скриб
новелла Мериме , Стендаль , Готье , Нодье , Мюссе , Санд , Флобер.
Главный жанр эпохи роман:
1830-40-е гг.: Мериме , Стендаль , Бальзак ;
                                             19

 6.) Ре али зм связы вае тся с са мо р а звитием не то льк о харак те ра, но и де й стви я,
сю ж ета , вплоть до при нци па авто рск ог о « не вме ш ате льства» (Фло бе р,
Те к к е ре й ).

 Раньш е ре али сти ч е ск и й ме тод слож и лся во Франци и (и тео рия, и прак ти к а);
наи боле е про ти воре ч и во и трудно, поздне е ме тод ре али зма оформлялся в
Ге рмани и . В е дущи ми фо рмами эпохи становятся пр о за ич еск ие ж а нр ы (ро м ан
и расск аз/нове лла), но продолж ают разви ваться и поэзи я (поэма, ли ри к а) и
драма (и стори ч е ск ая; « лё г к и е » ж анры ; си нте ти ч е ск и е формы (музы к альны е
драмы В аг не ра)).

 В о все х упо мянуты х странах в про це ссе разви ти я ре али зма явно вы де ляются
дв а этапа: ли те ратурны й проце сс в 1830-40-е боле е те сно связан с
ро манти ч е ск о й тради ци е й , это взаи моде й ствующи е и взаи модополняющи е друг
друг а си сте мы ; с 1850-х гг. разме ж е вани е и даж е проти вопоставле ни е
ро манти ч е ск ой и ре али сти ч е ск ой тради ци й всё больш е вы ходи т на пе рвы й
план, о пре де ляе мое новы ми и стори ч е ск и ми обстояте льствами , боле е тре звы м
уровне м о смы сле ни я бурж уазно сти к ак все объ е млюще г о эпохально г о явле ни я.
С эти ми пе ри о дами связаны и этапы разви ти яе вропе й ск ог о романа.

 Т ем а 2: Л итературный про цесс в о Ф ранции 1830 –1860-х гг.

1.Французск ая ли те ратура се ре ди ны ве к а – сво е о бразны й             лидер сре ди
западное вропе й ск и х ли те ратур: по г луби не те оре ти ч е ск ог о осмы сле ни я
про це сса, по мног о образи ю творч е ск и х и нди ви дуальносте й и ли те ратурно-
эсте ти ч е ск и х ш к ол, по вли яни ю на друг и е наци ональны е вари анты .
2. Д ли те льно е разви ти е романти зма (до се ре ди ны 80-х г г .) продолж алось
па р а ллельно с разви ти е м ре али зма, ч то при ве ло к и х сбли ж е ни ю, к
продук ти вной          тво р ч еск о й связи двух си сте м, к             ори г и нально му
взаи моде й стви ю. Роди лся даж е            общи й те рми н, о траж ающи й     спе ци фи к у
и стори ч е ск ог о мы ш ле ни яфранцузов в це лом, – « литер а тур а XIX век а ».
3. П ри этом и ме нно во Франци и ре али сти ч е ск ая эсте ти к а по луч и ла наи боле е
вы раж е нное те о ре ти ч е ск ое оформле ни е (Сте ндаль, Бальзак , Ш анфлё ри ,
Д юранти , Флобе р).
4. В аж не й ш и е сфе ры французск о й ли те ратуры 1830-60-х г г .:
   по эзия – Т. Готье , Ш . Н одье , Ж . де Н е рваль, Ш . Л е к онт де Л и ль
(содруж е ство « П арнас»);
                  Ш арль Бо дле р;
                  О . Барбье , П .-Ж . Бе ранж е
   др а ма – А . де В и ньи , А . де М юссе , В . Гюг о, П . М е ри ме ;
                 А . Д юма, Э . Л аби ш , Э . Ск ри б
   нове лла – М е ри ме , С те ндаль, Готье , Н о дье , М юссе , С анд, Флобе р.

Главны й ж анр эпо хи – р о м а н:
1830-40-е гг.: М е ри ме , Сте ндаль, Бальзак ;