Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Тихонова О.В. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
Особенности: поиски собственного национального пути в литературе ;
проникновение идей европейского романтизма; энтузиазм по поводу всего
американского, ощущение грандиозности перспектив, исторический оптимизм.
Темы и проблемы специфические «американские» : война за
независимость, жизнь индейцев, история освоения континента, европейская
история, проблема природы и цивилизации, проблема обогащения, морская
тематика.
2)Расцвет романтизма (1840 50-е гг.)
Авторы: Натаниэл Готорн, Эдгар По, Герман Мелвилл, Генри
Лонгфелло , Ралф Эмерсон, Генри Торо .
Особенности: оформляются общие комплексы романтического
мироощущения разочарования, сомнения, ощущение несовершенства мира и
человека, трагичности бытия. Появляются романтические кружки. Важное
значение приобретают эстетические и философские проблемы , символика,
мистика. Расцвет журналистики и литературной критики.
3) Поздний романтизм (1860-е гг.) до Гражданской войны Севера и Юга
(1861 1865 гг.)
Авторы: Уолт Уитмен, Гарриэт Бичер - Стоу
Особенности: период связан с усилением критической настроенности в
обществе (проблема рабства), размежеванием в литературе . Важнейшее
специфическое американское явление литература аболиционизма
(общественного движения против рабства). Само движение и этическое
осуждение рабовладения развивались гораздо раньше, но к 1860-м гг. достигли
наивысшего накала . Самое известное произведение на данную тему роман Г.
Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
РАЗДЕЛ 2.
Тема 1. Понятие о реализме XIX века
1.) Как художественный метод реализм становился иначе. Художественной
практике романтизма предшествовало развитие теории и философии
творчества, они закреплялись и совершенствовались в деятельности различных
школ и кружков, а к 1810-20-ым гг. превращается в широкое , всеохватывающее
и осознанное явление культуры .
Реалистический метод становился противоречивее, осознавался и
обосновывался его последователями особо и в противопоставлении
романтическим постулатам (идеализм, отторжение реальности , «двоемирие»), и
на взаимодействии с романтическим искусством, которое понималось
писателями первой половины века прежде всего как современное.
В 1-й половине века писатели - реалисты не причисляли себя к одному новому
направлению, но оно уже существовало и проявило себя в разных странах.
Даже сам термин «реализм» окончательно укрепился лишь во второй
половине века в теории (Шанфлёри и Дюранти ), в литературных дискуссиях
( «реалистические бои») и пропагандировался в других видах искусства ( напр.,
в живописи ).
                                              17

      О со бенно сти: пои ск и собстве нног о наци онально г о пути в ли те ратуре ;
про ни к но ве ни е и де й е вропе й ск ог о романти зма; энтузи азм по по воду все г о
аме ри к анск ог о, ощуще ни е г ранди озности пе рспе к ти в, и сто ри ч е ск и й опти ми зм.
         Темы и пр о блемы – спе ци фи ч е ск и е « аме ри к анск и е » : вой на за
не зави си мость, ж и знь и нде й це в, и стори я о свое ни я к о нти не нта, е вропе й ск ая
и стори я, про бле ма при роды и ци ви ли заци и , пробле ма о бо г аще ни я, морск ая
те мати к а.
  2)Р асцв етро м антизм а (1840 – 50-е гг.)
     Авто р ы: Натаниэл Г о то рн, Э дгар П о , Г ерм ан М елв илл, Г енри
Л о нгф елло , Р алф Э м ерсо н, Г енри Т о ро .
     О со бенно сти:         о фо рмляются общи е         к омпле к сы      ро манти ч е ск ог о
ми роощуще ни я – разоч аро вани я, сомне ни я, о щуще ни е не сове рш е нства ми ра и
ч е лове к а, траг и ч ности бы ти я. П оявляются ро манти ч е ск и е к руж к и . В аж но е
знач е ни е при обре тают эсте ти ч е ск и е и фи ло со фск и е про бле мы , си мволи к а,
ми сти к а. Расцве т ж урнали сти к и и ли те ратурно й к ри ти к и .
  3) П о здний ро м антизм (1860-е гг.) – до Гр а ж да нск о й во йны С евер а и Ю га
(1861 – 1865 гг.)
       Авто р ы: У о лтУ итм ен, Г арриэтБичер - С то у
  О со бенно сти: пе ри од связан с уси ле ни е м к ри ти ч е ск ой настрое нности в
обще стве (пробле ма рабства), разме ж е вани е м в ли те ратуре . В аж не й ш е е
спе ци фи ч е ск ое        аме ри к анск ое явле ни е – ли те ратура або лицио низм а
(о бще стве нног о дви ж е ни я про ти в рабства). С амо дви ж е ни е и эти ч е ск ое
осуж де ни е рабо владе ни яразви вали сь г ораздо раньш е , но к 1860-м г г . до сти г ли
наи вы сш е г о нак ала. С амо е и зве стное прои зве де ни е на данную те му – ро ман Г.
Би ч е р-С то у « Х и ж и на дяди Тома».


 Р А З Д Е Л 2.
 Т ем а 1. П о нятие о реализм е XIX в ека

 1.) К ак худож е стве нны й ме тод ре али зм станови лся и нач е . Х удож е стве нной
прак ти к е романти зма пре дш е ство вало разви ти е те ори и и фи лософи и
тво рч е ства, о ни зак ре пляли сь и со ве рш е нствовали сь в де яте льно сти разли ч ны х
ш к ол и к руж к ов, а к 1810-20-ы м г г . пре вращае тсяв ш и рок ое , все охваты вающе е
и о сознанное явле ни е к ультуры .
 Ре али сти ч е ск и й     ме тод стано ви лся проти во ре ч и ве е , осознавался и
обосно вы вался е г о по сле довате лями о собо – и в проти вопоставле ни и
ро манти ч е ск и м постулатам (и де али зм, отторж е ни е ре альности , « двое ми ри е »), и
на взаи моде й стви и с ро манти ч е ск и м и ск усство м, к о торое пони малось
пи сате лями пе рвой полови ны ве к а пре ж де все г о к ак со вр еменно е.
 В 1-й поло ви не ве к а пи сате ли -ре али сты не при ч и сляли се бя к одно му ново му
направле ни ю, но оно уж е суще ствовало и прояви ло се бя в разны х странах.
Д аж е сам тер мин « р еа лизм» ок онч ате льно ук ре пи лся ли ш ь во второй
полови не ве к а – в те ори и (Ш анфлё ри и Д юранти ), в ли те ратурны х ди ск усси ях
(« ре али сти ч е ск и е бо и ») и пропаг анди ровался в друг и х ви дах и ск усства ( напр.,
в ж и вопи си ).