Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Тихонова О.В. - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

35
придворные вынесли к воротам горны и тяжелые молоты и намертво заклепали
засовы . Они решили закрыть все входы и выходы , дабы как -нибудь не
прокралось к ним безумие и не поддались они отчаянию. Обитель была
снабжена всем необходимым, и придворные могли не бояться заразы . А те , кто
остался за стенами , пусть сами о себе позаботятся! Глупо было сейчас грустить
или предаваться раздумью. Принц постарался, чтобы не было недостатка в
развлечениях. Здесь были фигляры и импровизаторы , танцовщицы и
музыканты , красавицы и вино . Все это было здесь, и еще здесь была
безопасность. А снаружи царила Красная смерть.
Когда пятый или шестой месяц их жизни в аббатстве был на исходе , а моровая
язва свирепствовала со всей яростью, принц Просперо созвал тысячу своих
друзей на бал-маскарад, великолепней которого еще не видывали .
Это была настоящая вакханалия, этот маскарад. Но сначала я опишу вам
комнаты , в которых он происходил. Их было семь семь роскошных покоев.
В большинстве замков такие покои идут длинной прямой анфиладой ;
створчатые двери распахиваются настежь, и ничто не мешает охватить взором
всю перспективу. Но замок Просперо, как и следовало ожидать от его
владельца, приверженного ко всему странному, был построен совсем по - иному.
Комнаты располагались столь причудливым образом, что сразу была видна
только одна из них. Через каждые двадцать тридцать ярдов вас ожидал
поворот, и за каждым поворотом вы обнаруживали что -то новое . В каждой
комнате , справа и слева, посреди стены находилось высокое узкое окно в
готическом стиле , выходившее на крытую галерею, которая повторяла зигзаги
анфилады . Окна эти были из цветного стекла , и цвет их гармонировал со всем
убранством комнаты . Так , комната в восточном конце галереи была обтянута
голубым, и окна в ней были ярко-синие. Вторая комната была убрана красным,
и стекла здесь были пурпурные. В третьей комнате , зеленой , такими же были и
оконные стекла . В четвертой комнате драпировка и освещение были
оранжевые, в пятой белые, в шестой фиолетовые. Седьмая комната была
затянута черным бархатом: черные драпировки спускались здесь с самого
потолка и тяжелыми складками ниспадали на ковер из такого же черного
бархата. И только в этой комнате окна отличались от обивки: они были ярко-
багряные цвета крови . Ни в одной из семи комнат среди многочисленных
золотых украшений, разбросанных повсюду и даже спускавшихся с потолка, не
видно было ни люстр, ни канделябров, не свечи и не лампы освещали
комнаты : на галерее, окружавшей анфиладу, против каждого окна стоял
массивный треножник с пылающей жаровней, и огни , проникая сквозь стекла ,
заливали покои цветными лучами , отчего все вокруг приобретало какой -то
призрачный, фантастический вид. Но в западной , черной , комнате свет,
струившийся сквозь кроваво -красные стекла и падавший на темные занавеси ,
казался особенно таинственным и столь дико искажал лица присутствующих,
что лишь немногие из гостей решались переступить ее порог.
А еще в этой комнате , у западной ее стены , стояли гигантские часы черного
дерева. Их тяжелый маятник с монотонным приглушенным звоном качался из
стороны в сторону , и , когда минутная стрелка завершала свой оборот и часам
наступал срок бить, из их медных легких вырывался звук отчетливый и
                                             35

при дворны е вы не сли к во ро там г орны и тяж е лы е моло ты и наме ртво зак ле пали
засовы . О ни ре ш и ли зак ры ть все входы и вы ходы , дабы к ак -ни будь не
про к рало сь к ни м бе зуми е и не поддали сь они о тч аяни ю. О би те ль бы ла
снабж е на все м не обходи мы м, и при дворны е мог ли не бояться заразы . А те , к то
осталсяза сте нами , пусть сами о се бе по забо тятся! Глупо бы ло се й ч ас г русти ть
и ли пре даваться раздумью. П ри нц постарался, ч тобы не бы ло не достатк а в
развле ч е ни ях. Зде сь бы ли фи г ляры и и мпрови заторы , танцовщи цы и
музы к анты , к расави цы и ви но. В се это бы ло зде сь, и е ще зде сь бы ла
бе зопасно сть. А снаруж и цари ла К раснаясме рть.
К ог да пяты й и ли ш е стой ме сяц и х ж и зни в аббатстве бы л на и сходе , а моровая
язва сви ре пствовала со все й яростью, при нц П роспе ро созвал ты сяч у свои х
друзе й на бал-маск арад, ве ли к оле пне й к о торог о е ще не ви ды вали .
Э то бы ла настоящая вак ханали я, этот маск арад. Н о снач ала я опи ш у вам
к о мнаты , в к оторы х он прои сходи л. И х бы ло се мь — се мь ро ск о ш ны х по к о е в.
В больш и нстве замк ов так и е пок ои и дут дли нной прямо й анфи ладой ;
ство рч аты е две ри распахи ваются насте ж ь, и ни ч то не ме ш ае т охвати ть взором
всю пе рспе к ти ву. Н о замо к П ро спе ро , к ак и сле до вало ож и дать от е г о
владе льца, при ве рж е нног о к о все му странно му, бы л построе н со все м по -и ному.
К омнаты располаг али сь столь при ч удли вы м образо м, ч то сразу бы ла ви дна
тольк о о дна и з ни х. Че ре з к аж ды е двадцать — три дцать ярдо в вас ож и дал
пово ро т, и за к аж ды м пово ро том вы обнаруж и вали ч то-то но вое . В к аж дой
к о мнате , справа и сле ва, посре ди сте ны находи ло сь вы сок ое узк ое о к но в
г оти ч е ск о м сти ле , вы ходи вш е е на к ры тую г але ре ю, к оторая повторяла зи г заг и
анфи лады . О к на эти бы ли и з цве тног о сте к ла, и цве т и х г армони ро вал со все м
убранством к омнаты . Так , к о мната в во сто ч ном к онце г але ре и бы ла о бтянута
г олубы м, и ок на в не й бы ли ярк о-си ни е . В тораяк омната бы ла убрана к расны м,
и сте к ла зде сь бы ли пурпурны е . В тре тье й к омнате , зе ле ной , так и ми ж е бы ли и
ок онны е сте к ла. В ч е тве ртой к о мнате драпи ровк а и осве ще ни е бы ли
оранж е вы е , в пято й — бе лы е , в ш е стой — фи оле то вы е . Се дьмая к омната бы ла
затянута ч е рны м бархатом: ч е рны е драпи ро вк и спуск али сь зде сь с самог о
потолк а и тяж е лы ми ск ладк ами ни спадали на к о ве р и з так о г о ж е ч е рног о
бархата. И тольк о в это й к омнате ок на отли ч али сь от оби вк и : они бы ли ярк о-
баг ряны е — цве та к ро ви . Н и в одной и з се ми к омнат сре ди мно г оч и сле нны х
золоты х ук раш е ни й , разбросанны х повсюду и даж е спуск авш и хсяс по толк а, не
ви дно бы ло ни люстр, ни к анде лябров,— не све ч и и не лампы осве щали
к о мнаты : на г але ре е , о к руж авш е й анфи ладу, проти в к аж до г о ок на стоял
масси вны й тре нож ни к с пы лающе й ж аро вне й , и ог ни , прони к ая ск возь сте к ла,
зали вали по к ои цве тны ми луч ами , отч е г о все вок руг при обре тало к ак ой -то
при зрач ны й , фантасти ч е ск и й ви д. Н о в западно й , ч е рной , к омнате све т,
струи вш и й ся ск возь к роваво -к расны е сте к ла и падавш и й на те мны е занаве си ,
к азался особе нно таи нстве нны м и столь ди к о и ск аж ал ли ца при сутствующи х,
ч то ли ш ь не мно г и е и з г о сте й ре ш али сь пе ре ступи ть е е по рог .
А е ще в это й к омнате , у западной е е сте ны , сто яли г и г антск и е ч асы ч е рног о
де ре ва. И х тяж е лы й маятни к с моното нны м при г луш е нны м зво ном к ач ался и з
стороны в сторону, и , к ог да ми нутная стре лк а заве рш ала сво й обо ро т и ч асам
наступал срок би ть, и з и х ме дны х ле г к и х вы ры вался звук о тч е тли вы й и