Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Тихонова О.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
РАЗДЕЛ 1.
Тема 1. Понятие о романтизме как о художественном методе.
Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и
примером принципиально нового, «современного» искусства.
Основы романтического мировоззрения и эстетики:
1.Это явление нового времени , принципиально отличное от
классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли
прежде всего главную идею эпохи идею СВОБОДЫ личности .
2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве . Романтики
прокладывали новые пути в искусстве , стремились создать современное,
новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами , с
рационализмом прежде всего. В центре их картины мира - индивидуальный
человек, Личность уникальная, которая не подчиняется Системе , а
противостоит ей. Романтики искали новые формы , художественные средства,
создавая синтетическое искусство. Они ввели понятие «универсальной поэзии»,
отражающей всю полноту мира и человека.
3.Сознание и собственно эстетика романтизма строится на
противоположностях, на антитезах. Главная антитеза это противопоставление
ИДЕАЛА ( основное понятие романтизма) и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ , Духа и
реальности .
Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а создать
свой, индивидуальный, особый образ мира. Таким образом, романтическое
искусство предельно субъективно . Основа мировоззрения романтиков
эмоциональное , и потому противоречивое восприятие мира.
4. Дух по романтикам раскрывается в природе , чувствах (прежде всего
любви ) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти
пути познаётся и раскрывается человек.
5. Высшая сфера - это ИСКУССТВО. Творчество это способ для
личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе , оно
руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается к
исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду
правил в искусстве , считали , что правила противопоказаны творческой
личности , они сковывают свободу художника.
6. В центре романтического искусства стоит творческая личность ,
Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и
находится в конфликте со всем миром. Художник существо особое , высшая
личность, стоящая над остальными людьми . Поэтому типичный герой
романтиков это человек с особо сильными чувствами , это герой -бунтарь,
одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной
интуицией, ощущает своё родство с природой , но не может (или не хочет)
найти общего языка с людьми . Он презирает людей, они платят ему тем же.
7.Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность,
то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему
                                             5


Р А З Д Е Л 1.
Т ем а 1. П о нятие о ро м антизм е как о худо жеств енно м м ето де.
Романти зм станови тся пе рвой ре ак ци е й на и стори ч е ск и е и зме не ни я и
при ме ром при нци пи ально новог о, « совре ме нног о » и ск усства.

О сно в ы ро м антическо го м иро в о ззренияи эстетики:
         1.Э то явле ни е      но вог о вре ме ни , при нци пи ально отли ч ное           от
к ласси ч е ск ог о пе ри ода XVIII ве к а. О т сво е г о вре ме ни ро манти к и воспри няли
пре ж де все г о г лавную и де ю эпохи – и де ю СВ О БО Д Ы ли ч ности .
        2. П ри нци пы свобо ды и нови зны ре али зуютсяв и х тво рч е стве . Ро манти к и
про к лады вали но вы е пути в и ск усстве , стре ми ли сь со здать со вр еменно е,
но ва то р ск о е и ск усство. О ни         поле ми зи ровали       с к ласси ци стами , с
раци онали змом пре ж де все г о. В це нтре и х к арти ны ми ра - и нди ви дуальны й
ч е лове к , Л и ч но сть уни к альная, к оторая не подч и няе тся Си сте ме , а
про ти восто и т е й . Романти к и и ск али новы е формы , худож е стве нны е сре дства,
создаваяси нте ти ч е ск ое и ск усство. О ни вве ли поняти е « уни ве рсальной поэзи и »,
отраж ающе й всю полно ту ми ра и ч е лове к а.
        3.С ознани е      и   собстве нно эсте ти к а ро манти зма строи тся на
про ти вополож ностях, на анти те зах. Главнаяанти те за – это проти вопоставле ни е
И Д ЕА Л А ( основное поняти е ро манти зма) и Д ЕЙСТВ И ТЕЛ ЬН О СТИ , Д уха и
ре альности .
        Д ля романти к о в бы ло важ но не точ но во спрои зво ди ть ж и знь, а со зда ть
сво й, и нди ви дуальны й , о собы й образ ми ра. Так и м образом, ро манти ч е ск о е
и ск усство пре де льно субъ е к ти вно. О снова ми ро воззре ни я романти к ов –
эмо ци о нально е , и по тому про ти воре ч и во е во спри яти е ми ра.
        4. Д ух по романти к ам раск ры вае тся в пр ир о де, ч увства х(пре ж де все г о
любви ) и в иск усстве (это сфе ра фантази и , воображ е ни я). И ме нно ч е ре з эти
пути по знаё тсяи раск ры вае тсяч е ло ве к .
        5. В ы сш ая сфе ра - это И С К УСС ТВ О . Тво рч е ство – это способ для
ли ч но сти по знать и вы рази ть се бя. И ск усство це нно само по се бе , о но
рук о водствуе тся то льк о духо вны ми потре бно стями и фантази е й , о бращае тся к
и ск люч и те льному. П о этому романти к и отри цате льно отно си ли сь к сво ду
прави л в и ск усстве , сч и тали , ч то прави ла про ти вопок азаны тво рч е ск ой
ли ч но сти , они ск овы вают свободу худо ж ни к а.
        6. В це нтре романти ч е ск ог о и ск усства стои т тв о рческая лично сть ,
Х удо жник, уни к альны й и нди ви дуум, к оторы й отли ч ае тсяот обы ч ны х люде й и
находи тсяв ко нф ликте со в сем м иро м . Х удо ж ни к – суще ство особое , вы сш ая
ли ч но сть, стоящая над остальны ми людьми . П оэтому ти пи ч ны й г е рой
ро манти к о в – это ч е ло ве к с особо си льны ми ч увствами , это г е ро й -бунта р ь,
о дино ч к а с г орды м и не при ми ри мы м нравом. Так ой г е рой о бладае т уни к альной
и нтуи ци е й , ощущае т своё родство с при родой , но не мож е т (и ли не хо ч е т)
най ти обще г о язы к а с людьми . О нпре зи рае т люде й , они платят е му те м ж е .
        7.Так к ак романти зм задач е й и це лью и ск усства про во зг лаш ае т Л и ч но сть,
то в свои х прои зве де ни ях романти к и осо бо е вни мани е уде ляют внутре нне му