Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
ТЕМА 2. Просвещение во Франции
Его особенности :
1).Просветительство во Франции развивалось позже, чем в Англии с
1714г.
2).Просвещение подготавливало буржуазную революцию (в конце
века ), поэтому к середине- второй половине 18 века просветительство
стало носить радикальный характер.
3). Во Франции просвещение было более связано с философией и
социологией.
4). Большое значение имели вопросы религии и отношение к церкви .
В истории французского Просвещения различают два этапа :
1. Умеренное Просвещение ( раннее) - 1-ая половина 18 века .
Представители - Монтескьё, Вольтер.
В этот период преобладает идея просвещённой монархии, идея
имущественного ( формального ) равенства .
В литературе развиваются различные прозаические жанры: бытовой
роман ( А .-Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А .Прево
«Манон Леско» ); философская повесть (Вольтер).
ВОЛЬТЕР ( Франсуа - Мари Аруэ ; 1694-1778). Его имя стало символом
эпохи, « вольтерьянство» стало восприниматься как главное умственное
течение 18 века . Вольтер был прежде всего философом, всё его творчество
связано с философским и - одновременно с публицистическим подходом
ко всем вопросам.
Творчество Вольтера многопланово : это и исторические трактаты , и
философские произведения разных жанров ( поэмы, трактаты , драмы,
повести ), и драматические произведения ( трагедии).
Наиболее характерный для Просвещения жанр- философская
повесть. В нём сочетаются развлекательная, приключенческая форма и
философское , сатирическое содержание. В своих повестях Вольтер
использует экзотику, фантастические элементы , но они служат для
заострения серьёзных проблем. В финале произведений автор часто не
приводит к определённому концу, не делает выводов, не даёт готовых
ответов.
Самые известные философские повести Вольтера - «Кандид или
Оптимизм», «Простодушный».
2. Период радикального Просвещения (1750-70-ые гг.)
Представители- Дени Дидро (1713-84гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778).
Кроме идеи конституционной монархии возникает идея республики,
требование имущественного (фактического ) равенства , возникает даже
атеизм (Дидро ).
                                           13

       ТЕ М А 2. П р о све щ е ние во Ф р а нции

   Его о со б е нно сти:
   1).П рос ве ти те л ьс тво во Ф ра н ци и ра зви ва лос ь позж е , че м в А н гли и – с
   1714г.
   2).П рос ве ще н и е подгота вли ва ло бурж уа зн ую ре вол ю ци ю (в кон це
   ве ка ), поэтому к с е ре ди н е - второй полови н е 18 ве ка прос ве ти те л ьс тво
   с та ло н ос и ть ра ди ка льн ы й хара кте р.
   3). Во Ф ра н ци и       прос ве ще н и е бы ло бол е е с вяза н о с ф и лос оф и е й и
   с оци ологи е й .
   4). Больш ое зн а че н и е и ме л и вопрос ы ре ли ги и и отн ош е н и е к це ркви .

   В и с тори и ф ра н цузс кого П рос ве ще н и я ра зли ча ю т два эта па :
   1. Ум е р е нно е П р о све щ е ние ( р а нне е ) - 1-а я полови н а 18 ве ка .
   П ре дс та ви те ли - М он те с кьё, Вольте р.
       В этот пе ри од пре обла да е т и де я прос ве щён н ой мон а рхи и , и де я
и муще с тве н н ого ( ф орма льн ого) ра ве н с тва .
       В ли те ра туре ра зви ва ю тс я ра зл и чн ы е про за иче с к ие ж а нры: б ыт о во й
ро ма н ( А .-Р. Л а с а ж «Хромой бе с » ); пс ихо логиче с к а я по ве с т ь (А .П ре во
«М а н он Л е с ко» ); филос о фс к а я по ве с т ь (Вол ьте р).

ВОЛ Ь ТЕ Р ( Ф ра н с уа - М а ри А руэ ; 1694-1778). Его и мя с та ло с и мволом
э по хи, « вол ьте рьян с тво» с та ло вос при н и ма тьс я ка к гла вн ое умс тве н н ое
те че н и е 18 ве ка . Вол ьте р был пре ж де вс е го ф и лос оф ом, вс ё е го творче с тво
с вяза н о с ф и лос оф с ки м и - одн овре ме н н о – с публ и ци с ти че с ки м подходом
ко вс е м вопрос а м.
        Творче с тво Вол ьте ра мн огопла н ово: это и и с тори че с ки е тра кта ты , и
ф и л ос оф с ки е прои зве де н и я ра зн ы х ж а н ров ( поэмы , тра кта ты , дра мы ,
пове с ти ), и дра ма ти че с ки е прои зве де н и я ( тра геди и ).
        На и боле е хара кте рн ый для П рос ве ще н и я ж а н р- ф ило со ф ска я
по ве сть.В н ём с оче та ю тс я ра звле ка те л ьн а я, при кл ю че н че с ка я ф орма и
ф и л ос оф с кое , с а ти ри че с кое с оде рж а н и е . В с вои х пове с тях Вол ьте р
и с пол ьзуе т экзоти ку, ф а н та с ти че с ки е эле ме н ты , н о он и с л уж а т для
за ос тре н и я с е рьёзн ы х пробле м. В ф и н а ле прои зве де н и й а втор ча с то н е
при води т к опре де л ён н ому кон цу, н е де ла е т вы водов, н е да ёт готовы х
отве тов.
С а мы е и зве с тн ы е ф и лос оф с ки е пове с ти Вольте ра - «Ка н ди д и ли
Опти ми зм» , «П рос тодуш н ы й » .

    2. П е р ио д р а дика льно го П р о све щ е ния (1750-70-ы е гг.)
    П ре дс та ви те ли - Де н и Ди дро (1713-84гг.), Ж а н -Ж а к Рус с о (1712-1778).
        Кроме и де и кон с ти туци он н ой мон а рхи и возн и ка е т иде я ре с пуб лик и,
тре бова н и е и муще с тве н н ого (ф а кти че с кого ) ра ве н с тва , возн и ка е т да ж е
а т е изм (Д идро ).