Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
четыре стены как в клетке , он бьётся о стену , но не может стать
свободным.
Развитие сентиментализма во французской литературе связано с
творчеством ЖАНА-ЖАКА РУССО. Во Франции сентиментальный культ
чувства связывался ещё и с социальными проблемами .
Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его
философских и социальных воззрений получила общее определение
«руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах
«Рассуждения о науках и искусствах» , «Рассуждение о неравенстве», «Об
общественном договоре» (1749-1762).
Руссо считал, что развитие цивилизации приводит к упадку
нравственности, прежде всего потому, что это развитие ведёт к
утверждению неравенства среди людей во всём . Неравенство появляется
в результате возникновения частной собственности. Именно Руссо
первым сделал вывод о том , что материальные причины, а не идеи,
мнения становятся основой разделения в обществе . Так возникает и
государство ( «общественный договор» ) для охранения собственности
граждан. Но здесь он сделал радикальный вывод: общество должно
вернуться назад, к неразумному состоянию, когда не было частной
собственности. Руссо идеализировал первобытное состояние человека.
Именно в прозе Руссо стал главой целого направления
сентиментализма . Его главные произведения: «Юлия или Новая Элоиза»,
«Эмиль или О воспитании», «Исповедь» .(1761-1769)
В просветительском романе «Новая Элоиза» рассказывается
традиционная история: девушка из благородной семьи Юлия любит
своего учителя Сен- Пре . Неравенство их положения делает
невозможным их брак. Юлия выходит замуж за друга своего отца -
господина Вольмара человека рассудочного , благородного , опытного и
справедливого . Она продолжает любить Сен- Пре , но уважает, ценит
своего мужа, доверяет ему. Юлия становится заботливой матерью ,
преданной женой, хозяйкой дома и поместья. Она умирает , спасая своего
тонущего сына .
Роман становится программой просветительских взглядов Руссо по
социальным, экономическим, воспитательным, семейным проблемам. На
первом месте социальные вопросы (неравенство, лицемерие как главное
правило общественных отношений, принципы брака , и т.д.)
Кроме этого , роман является энциклопедией чувств героев. Именно
в сфере чувств человек естественен и свободен. Любовь становится
проявлением «естественной нравственности».
Тема 3. Просвещение в Германии.
Особенности :
                                             15
че тыре с те н ы ка к в кле тке , он бьётс я о с те н у , н о н е мож е т с та ть
с вободн ы м.

          Ра зви ти е се нтим е нта лизм а во ф ра н цузс кой ли те ра туре с вяза н о с
творче с твом Ж АНА-Ж АКА РУССО . Во Ф ра н ци и с е н ти ме н та л ьн ы й культ
чувс тва с вязы ва л с я е щё и с с оци а льн ы ми пробле ма ми .
          Взгл яды Рус с о н а и боле е де мокра ти чн ы и ра ди ка л ьн ы. С и с те ма е го
ф и л ос оф с ки х и с оци а льн ы х воззре н и й пол учи ла обще е опре де ле н и е
«р уссо изм ». Он и зл ож и л с вою кон це пци ю в зн а ме н и ты х тра кта та х
«Ра с с уж де н и я о н а ука хи и с кус с тва х» , «Ра с с уж де н и е о н е ра ве н с тве » , «Об
обще с тве н н ом договоре » (1749-1762).
          Р ус с о с чит а л, чт о ра звит ие цивилиза ции приво дит к упа дк у
нра вс т ве нно с т и, пре ж де вс е го по т о му, чт о э т о ра звит ие ве дёт к
ут ве рж де нию не ра ве нс т ва с ре ди люде й во вс ём. Не ра ве нс т во по являе т с я
в ре зульт а т е во зник но ве ния ча с т но й с о б с т ве нно с т и. И ме нно Р ус с о
пе рвым с де лалвыво д о т о м , чт о ма т е риа льные причины, а не иде и,
мне ния с т а но вят с я о с но во й ра зде ления в о б ще с т ве . Т а к во зник а е т и
го с уда рс т во (« о б ще с т ве нный до го во р» ) – для о хра не ния с о б с т ве нно с т и
гра ж да н. Но зде с ь о н с де лал ра дик а льный выво д: о б ще с т во до лж но
ве рнут ьс я на за д, к не ра зумно му с о с т о янию, к о гда не б ыло ча с т но й
с о б с т ве нно с т и. Р ус с о иде а лизиро ва лпе рво б ыт но е с о с т о яние че лове к а .
          И ме н н о в прозе Рус с о с та л гла вой це лого н а пра вл е н и я –
с е н ти ме н та л и зма . Его гла вн ы е прои зве де н и я: «Ю ли я и ли Нова я Элои за » ,
«Эми л ь и ли О вос пи та н и и » , «И с пове дь» .(1761-1769)
          В про с ве т ит е льс к о м ро ма не « Но ва я Элоиза » ра с с к а зыва е т с я
т ра дицио нна я ис т о рия: де вушк а из б лаго ро дно й с е мьи Ю лия люб ит
с во е го учит е ля Се н- П ре . Не ра ве нс т во их по лож е ния де лае т
не во змо ж ным их б ра к . Ю лия выхо дит за муж за друга с во е го о т ца -
го с по дина Во льма ра – че лове к а ра с с удо чно го , б лаго ро дно го , о пыт но го и
с пра ве дливо го . О на про до лж а е т люб ит ь Се н- П ре , но ува ж а е т , це нит
с во е го муж а , до ве ряе т е му. Ю лия с т а но вит с я за б о т ливо й ма т е рью,
пре да нно й ж е но й, хо зяйк о й до ма и по ме с т ья. О на умира е т , с па с а я с во е го
т о нуще го с ына .
          Рома н с та н ови тс я програ ммой прос ве ти те льс ки хвзглядов Рус с о – по
с оци а л ьн ы м, экон оми че с ки м, вос пи та те льн ы м, с е ме й н ым пробле ма м. На
пе рвом ме с те – с о циа льные во про с ы (н е ра ве н с тво, ли це ме ри е ка к гл а вн ое
пра ви л о обще с тве н н ыхотн ош е н и й , при н ци пы бра ка , и т.д.)
          Кроме этого, рома н являе тс я эн ци клопе ди е й чувс т в герое в. И ме н н о
в с ф е ре чувс тв че л ове к е с те с тве н е н и с вободе н . Л ю бовь с та н ови тс я
проявл е н и е м «е с те с тве н н ой н ра вс тве н н ос ти » .


  Те м а 3. П р о све щ е ние в Г е р м а нии.

       О со б е нно сти: