Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
3 период- 1770-80-ые гг.- Позднее Просвещение .
В последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное
развитие, в ней сосуществуют и сменяют друг друга самые
противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи
сентиментализма , который начал развиваться ещё с 1740-х гг. В этот
период творили два великих классика немецкой литературы Фридрих
Шиллер (1759-1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832).
Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода
это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ
КЛАССИКА».
Движение «Буря и натиск»- немецкий вариант позднего
европейского сентиментализма . Теоретиком был Гердер. Оно развивалось
в 2 периода : 1) 1770-ые гг. ( Гердер; Гёте ); 2) конец 1770-ых нач. 1780-
ых гг. ( Шиллер).
Основные положения мировоззрения и эстетики:
1. Общие принципы сентиментализма - руссоизм , культ природы и
чувства , противопоставление страсти рассудку.
2. Критический дух, отрицание деспотизма . Протест против любого
насилия над личностью .
3. В других странах- отдельные писатели, в Германии целое движение
(более 30 человек).
4. Историзм, культ германской старины. Интерес к фольклору.
5. Тип героя: яркая, сильная личность, индивидуалист, который
вступает в конфликт с косной средой .
6. Многожанровость: поэзия, проза , драматургия, теоретические работы
Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска»: Гёте роман
«Страдания юного Вертера»; Шиллер драмы «Разбойники», «Коварство
и любовь» .
«Веймарская классика »- период позднего творчества Гёте и
Шиллера (2-ая половина 1880-х гг. рубеж веков). Термин происходит от
названия города Веймар, где жили Гёте и Шиллер.
1). «Классический период» связан с возвращением к принципам
античного искусства , но в новом качестве . Античность воспринималась
великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник
вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного , и
античного искусства гуманизм . Важно не копировать античное искусство,
а искать , стремиться вперёд, к будущему.
2). Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к
обобщениям, всемирно - историческим , философским проблемам.
«Великие образы», высокие идеи.
3). Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и
эстетизированный .
                                            17
       3 пе р ио д- 1770-80-ые гг.- П о здне е П р о све щ е ние .

         В пос ле дн ю ю тре ть ве ка в н е ме цкой ли те ра туре прои с ходи т бурн ое
ра зви ти е , в н е й с ос уще с твую т и с ме н яю т друг друга с а мы е
проти воре чи вые те н де н ци и . Вс ё больш е е вн и ма н и е при вл е ка ю т и де и
с е н ти ме н та л и зма , которы й н а ча л ра зви ва тьс я е щё с 1740-х гг. В этот
пе ри од твори ли два ве ли ки х кла с с и ка н е ме цкой ли те ра туры – Ф ри дри х
Ш и лле р (1759-1805) и И оган н Вол ьф ган гГ ёте (1749 - 1832).
         Два с а мы хкрупн ы хявле н и я н е ме цкой л и те ра туры этого пе ри ода –
это дви ж е н и е «БУ РЯ И НА ТИ С К» и те че н и е «ВЕ ЙМ А РС КА Я
КЛ А С С И КА » .

       Д виж е ние «Бур я и на тиск»- н е ме цки й ва ри а н т поздн е го
е вропе й с кого с е н ти ме н та ли зма . Те оре ти ком бы л Г е рде р. Он о ра зви ва л ос ь
в 2 пе рио да : 1) 1770-ы е гг. ( Г е рде р; Г ёте ); 2) кон е ц 1770-ы х– н а ч. 1780-
ы хгг. ( Ш и лле р).
       О сно вные по ло ж е ния м ир о во ззр е ния и эсте тики:
  1. Общи е при н ци пы с е н ти ме н та л и зма - рус с ои зм, культ при роды и
     чувс тва , проти вопос та вл е н и е с тра с ти ра с с удку.
  2. Кри ти че с ки й дух, отри ца н и е де с поти зма . П роте с т проти в лю бого
     н а с и ли я н а д ли чн ос тью .
  3. В други хс тра н а х- отде л ьн ы е пи с а те л и , в Г е рма н и и – це л ое дви ж е н и е
     (боле е 30 че лове к).
  4. И с тори зм, культ герма н с кой с та ри н ы . И н те ре с к ф ольклору.
  5. Тип ге р о я: ярка я, с и л ьн а я ли чн ос ть, и н ди ви дуа ли с т, который
     вс тупа е т в кон ф ли кт с кос н ой с ре дой .
  6. М н огож а н ровос ть: поэзи я, проза , дра ма турги я, те оре ти че с ки е ра боты
П рои зве де н и я Г ёте и Ш и лле ра пе ри ода «Бури и н а ти с ка » : Г ёте – рома н
«С тра да н и я ю н ого Ве рте ра » ; Ш и лл е р – дра мы «Ра збой н и ки » , «Кова рс тво
и л ю бовь» .

        «В е йм а р ска я кла ссика » - пе ри од поздн е го творче с тва Г ёте и
Ш и лле ра (2-а я полови н а 1880-хгг. – рубе ж ве ков). Те рми н прои с ходи т от
н а зва н и я города Ве й ма р, где ж и л и Г ёте и Ш и лл е р.
         1). «Кла с с и че с ки й пе ри од» с вяза н с возвра ще н и е м к при н ци па м
а нт ично го и с кус с тва , н о в н овом ка че с тве . А н ти чн ос ть вос при н и ма ла с ь
ве л и ки ми поэта ми н е ка к пре дме т для копи рова н и я, а ка к и с точн и к
вдохн ове н и я. Г ёте и Ш и лле р с чи та ли гла вн ой це лью и с овре ме н н ого, и
а н ти чн ого и с кус с тва гума низм. Ва ж н о н е копи рова ть а н ти чн ое и с кус с тво,
а и с ка ть , с тре ми тьс я впе рёд, к будуще му.
         2). С тре мле н и е отра зи ть в и с кус с тве «ве чные » во пр о сы,              к
обобще н и ям, все м ир но - исто р иче ским , ф ило со ф ским пр о б ле м а м .
«Ве л и ки е обра зы » , вы с оки е и де и .
         3). Но вый т ип ге ро я: обобщён н ы й обра з, боле е и де а ли зи рова н н ы й и
эс те ти зи рова н н ы й .