Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
Произведения Шиллера периода Веймара : драмы «Орлеанская дева»,
«Мария Стюарт» , «Вильгельм Телль» ; исторические и теоретические
трактаты («О наивной и сентиментальной поэзии», напр .), баллады .
Произведения Гёте периода Веймара : статьи по искусству, драмы
(«Торквато Тассо»), баллады , дилогия романов «Годы учения Вильгельма
Майстера» и «Годы странствий Вильгельма Майстера»,
автобиографическая книга «Поэзия и правда», закончен «Фауст» .
Философская трагедия «Фауст» является главным произведением
всей жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества
почти 60 лет и закончил перед смертью ) и главным произведением всей
классической эпохи . «Фауст» - это своеобразный итог всего века и
развития европейской литературы.
Произведение строится на основе средневековой легенды о
чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу . Гёте
переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и
гуманистических идей. Фауст - учёный, стремящийся не только к самым
широким знаниям , но и приходящий к мысли о необходимости служения
знаний людям. Герой проходит множество испытаний. Его
сопровождает Мефистофель чёрт , «дух отрицания» . Это две вечные
противоположности: Фауст созидатель , он неудовлетворён своими
достижениями, он в вечном поиске; Мефистофель циник , пресыщенный
знанием о жизни и людях , он пытается доказать, что люди хуже
животных, что они растрачивают свой разум впустую . Договор человека
и чёрта должен доказать или опровергнуть основную проблему: в чём
суть человека, смысл его существования в высоких стремлениях (и
главное из них - стремление к познанию) или в низком, сиюминутном,
прозаическом ?
Творчеством Гёте и Шиллера завершается целая эпоха в искусстве
17-18 веков. Оно развивалось позднее и «перешагнуло» границу нового 19
века .
Контрольные вопросы по курсу:
1. Охарактеризуйте особенности общественного развития
западноевропейских стран в 17в.и основы мировоззрения эпохи .
2. Основные эстетические направления 17 века .
3. Понятие о барокко.
4. Барокко в испанской литературе .
5. Понятие о классицизме .
6. Система жанров в классицизме .
7. Французская классическая драматургия (общая характеристика ).
8. Творчество Корнеля. Анализ трагедии Корнеля «Сид» .
9. Творчество Расина. Анализ трагедии Расина «Федра».
10. Особенности комедийного жанра в творчестве Мольера . Конфликт и
проблематика пьесы «Тартюф».
                                             18

 П рои зве де н и я Ш и лле ра пе ри ода Ве й ма ра : дра мы «Орле а н с ка я де ва » ,
«М а ри я С тю а рт» , «Ви льгельм Те лл ь» ; и с тори че с ки е и те оре ти че с ки е
тра кта ты («О н а и вн ой и с е н ти ме н та льн ой поэзи и » , н а пр.), ба лла ды.
П рои зве де н и я Г ёте пе ри ода Ве й ма ра : с та тьи по и с кус с тву, дра мы
(«Торква то Та с с о» ), ба лл а ды , ди логи я рома н ов «Г оды уче н и я Ви льгел ьма
М а й с те ра »       и     «Г оды       с тра н с тви й     Ви льгельма          М а й с те ра » ,
а втоби огра ф и че с ка я кн и га «П оэзи я и пра вда » , за кон че н «Ф а ус т» .
          Ф ило со ф ска я тр а ге дия «Ф а уст» являе тс я гла вн ы м прои зве де н и е м
вс е й ж и зн и ве ли кого Г ёте (он с озда ва л е ё в те че н и е вс е го творче с тва –
почти 60 л е т и за кон чи л пе ре д с ме ртью ) и гла вн ы м прои зве де н и е м вс е й
кл а с с и че с кой эпохи . « Ф а ус т » - э т о с во е о б ра зный ит о г вс е го ве к а и
ра звит ия е вро пе йс к о й лит е ра т уры.
           П ро изве де ние с т ро ит с я на о с но ве с ре дне ве к о во й леге нды о
че рно к ниж ник е Ф а ус т е , к о т о рый про да ёт душу дьяво лу. Г ёт е
пе ре о с мыс лива е т э т о т изве с т ный с юж е т в духе про с ве т ит е льс к их и
гума нис т иче с к их иде й. Ф а ус т - учёный, с т ре мящийс я не т о льк о к с а мым
широ к им зна ниям, но и прихо дящий к мыс ли о не о б хо димо с т и с луж е ния
зна ний людям. Г е ро й про хо дит                     мно ж е с т во   ис пыт а ний. Его
с о про во ж да е т М е фис т о фе ль – чёрт , « дух о т рица ния» . Эт о две ве чные
про т иво по лож но с т и: Ф а ус т – с о зида т е ль, о н не удо влет во рён с во ими
до с т иж е ниями, о н в ве чно м по ис к е ; М е фис т о фе ль – циник , пре с ыще нный
зна ние м о ж изни и людях, о н пыт а е т с я до к а за т ь, чт о люди хуж е
ж иво т ных, чт о о ни ра с т ра чива ют с во й ра зум впус т ую. Д о го во р че лове к а
и чёрт а до лж е н до к а за т ь или о про ве ргнут ь о с но вную про б лему: в чём
с ут ь че лове к а , с мыс л е го с уще с т во ва ния – в выс о к их с т ре млениях (и
главно е из них - с т ре мление к по зна нию) или в низк о м, с июминут но м,
про за иче с к о м ?
          Творче с твом Г ёте и Ш и лл е ра за ве рш а е тс я це ла я эпоха в и с кус с тве
17-18 ве ков. Он о ра зви ва лос ь поздн е е и «пе ре ш а гн ул о» гра н и цу н ового 19
ве ка .

   Ко нтр о льные во пр о сы по кур су:
1. Охара кте ри зуй те               ос обе н н ос ти   обще с тве н н ого        ра зви ти я
    за па дн ое вропе й с ки хс тра н в 17в.и ос н овы ми ровоззре н и я эпохи .
2. Ос н овн ы е эс те ти че с ки е н а пра вле н и я 17 ве ка .
3. П он яти е о ба рокко.
4. Ба рокко в и с па н с кой ли те ра туре .
5. П он яти е о кла с с и ци зме .
6. С и с те ма ж а н ров в кла с с и ци зме .
7. Ф ра н цузс ка я кл а с с и че с ка я дра ма турги я (обща я хара кте ри с ти ка ).
8. Творче с тво Корн е ля. А н а ли з тра геди и Корн е ля «С и д» .
9. Творче с тво Ра с и н а . А н а ли з тра геди и Ра с и н а «Ф е дра » .
10. Ос обе н н ос ти коме ди й н ого ж а н ра в творче с тве М олье ра . Кон ф ли кт и
    пробле ма ти ка пье с ы «Та ртю ф » .