Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
французской революции « Свобода . Равенство . Братство» можно с
полным правом назвать лозунгом всего века и всего Просвещения. В
эпоху позднего Просвещения на основе этих рассуждений появилась уже
и идея революции.
Основными сферами интереса просветителей были и социология,
философия. Литературе отводилось особое место с её помощью велась
пропаганда новых идей. Эти же функции выполняли театр и публицистика
(которая оформилась именно в это время).
Основой просветительской системы были:
1. Культ Разума . («идеи могут изменить мир»), человека мыслящего .
2. Культ « естественного человека». Просветители считали, что от
природы человек добродетелен и «чист» (его сознание- это « чистый
лист» ). Но в обществе его деформируют, «ломают» неразумные условия
жизни. Следовательно, надо изменить эти условия. Поэтому просветители
изучали и анализировали в своих произведениях эти условия - среду,
воспитание, образование человека . Именно в это время развивались ещё и
педагогика и дидактика .
В эпоху Просвещения в литературе и искусстве развиваются новые
направления: 1) просветительский классицизм ( форма остаётся старой ,
но в неё вкладываются новые идеи. Затем и правила становятся
необязательными ); 2) просветительский реализм ( требование
приближения к правде жизни, расширение границ повествования, более
достоверные характеры, современная тематика ); 3) сентиментализм
( культ чувствительности , культ природы , противопоставление чувства
рассудку, особая форма и повествовательная техника произведения,
демократизм ).
Новые сферы литературы: публицистика , литературная критика .
Новые Жанры:
1) в прозе разновидности романа, философский диалог
2) в драматургии сатирическая комедия, буржуазная драма ,
историческая и философская драма (трагедия)
3) в публицистике нравоописательный очерк, эссе , памфлет, «опыт» .
В европейских странах Просвещение имело свои национальные
особенности . Кроме этого , различают умеренное и радикальное
просвещение. Ранее других просветительство зародилось в Англии, самый
поздний вариант немецкое Просвещение.
Тема 2. Просвещение в Англии.
В Англии Просвещение развивалось от 1680-ых гг. до 1780-ых гг.
Его особенности :
1). Зародилось именно в Англии, раньше, чем в других западно-
европейских странах. Поэтому было своеобразным образцом для них.
                                            9
ф ра н цузс кой ре волю ци и « Сво б о да . Р а ве нс т во . Б ра т с т во » мож н о с
полн ы м пра вом н а зва ть лозун гом вс е го ве ка и вс е го П рос ве ще н и я. В
эпоху поздн е го П рос ве ще н и я н а ос н ове эти хра с с уж де н и й появи л а с ь уж е
и и де я ре волю ци и .
         Ос н овн ы ми с ф е ра ми и н те ре с а прос ве ти те ле й были и с оци ологи я,
ф и л ос оф и я. Л ит е ра т уре отводи лос ь ос обое ме с то – с е ё помощью ве ла с ь
пропа ган да н овы хи де й . Эти ж е ф ун кци и вы пол н яли те а тр и публ и ци с ти ка
(котора я оф орми ла с ь и ме н н о в это вре мя).
         Ос н овой прос ве ти те льс кой с и с те мы были :
         1. Кул ьт Ра зума . («и де и могут и зме н и ть ми р» ), че лове ка мы с ляще го.
         2. Кул ьт « е с те с тве н н ого че лове ка » . П рос ве ти те ли с чи та л и , что от
при роды че лове к доброде те ле н и «чи с т» (е го с озн а н и е - это « чи с тый
ли с т» ). Но в обще с тве е го де ф орми рую т, «лома ю т» н е ра зумн ы е ус л ови я
ж и зн и . Сле дова те л ьн о, н а до и зме н и ть эти ус л ови я. П оэтому прос ве ти те ли
и зуча ли и а н а л и зи рова ли в с вои х прои зве де н и ях эти ус лови я - с ре ду,
вос пи та н и е , обра зова н и е че лове ка . И ме н н о в это вре мя ра зви ва ли с ь е щё и
пе да гоги ка и ди да кти ка .
        В эпоху П рос ве ще н и я в л и те ра туре и и с кус с тве ра зви ва ю тс я но вые
на пр а вле ния: 1) про с ве т ит е льс к ий к лас с ицизм ( ф орма ос та ётс я с та рой ,
н о в н е ё вкл а дыва ю тс я н овы е и де и . За те м и пра ви ла с та н овятс я
н е обяза те л ьн ыми );         2) про с ве т ит е льс к ий ре а лизм ( тре бова н и е
при бли ж е н и я к пра вде ж и зн и , ра с ш и ре н и е гра н и ц пове с твова н и я, боле е
дос тове рн ы е хара кте ры, с овре ме н н а я те ма ти ка ); 3) с е нт име нт а лизм
(кул ьт чувс тви те л ьн ос ти , кул ьт при роды, проти вопос та вле н и е чувс тва
ра с с удку, ос оба я ф орма и пове с твова те льн а я те хн и ка прои зве де н и я,
де мокра ти зм).
          Но вые с фе ры лит е ра т уры: публ и ци с ти ка , ли те ра турн а я кри ти ка .
          Но вые Ж а нры:
     1) в пр о зе – ра зн ови дн ос ти рома н а , ф и лос оф с ки й ди а л ог
     2) в др а м а тур гии – с а ти ри че с ка я коме ди я, бурж уа зн а я дра ма ,
         и с тори че с ка я и ф и лос оф с ка я дра ма (тра геди я)
     3) в пуб лицистике – н ра воопи с а те льн ы й оче рк, эсс е , па мф ле т, «опы т» .
         В е вропе й с ки х с тра н а х П рос ве ще н и е и ме ло с вои н а ци он а льн ы е
ос обе н н ос ти . Кроме этого, ра зли ча ю т уме ре нно е и ра дик а льно е
прос ве ще н и е . Ра н е е други хпрос ве ти те л ьс тво за роди лос ь в А н гли и , с а мы й
поздн и й ва ри а н т – н е ме цкое П рос ве ще н и е .


       Те ма 2. П р о све щ е ние в Англии.

        В А н гли и П рос ве ще н и е ра зви ва лос ь от 1680-ы хгг. до 1780-ы хгг.
Е го о со б е нно сти:
    1). За роди лос ь и ме н н о в А н гли и , ра н ьш е , че м в други х за па дн о-
    е вропе й с ки хс тра н а х. П оэтому бы ло с вое обра зн ы м обра зцом для н и х.